О существовании Ar-232 в Советском Союзе узнали после того, как 5 сентября 1944 года самолет этого типа совершил посадку в районе Смоленска и высадил двух немецких агентов, имевших задание совершить покушение на Сталина. В ходе неправдоподобно авантюрной операции «Цеппелин» одетые в советскую униформу агенты (мужчина и женщина) должны были на доставленном также на самолете мотоцикле добраться до Москвы, выследить кортеж; автомобилей, доставляющих Сталина на дачу в Кунцево, и поразить его автомобиль из реактивного гранатомета.
Самолет Ar-232 был выбран для реализации этой операции по той причине, что его конструкция идеально соответствовала поставленной задаче: благодаря наличию под фюзеляжем одиннадцати пар колес малого диаметра он мог совершить посадку на любой более или менее ровной площадке, а через большой люк в задней части фюзеляжа-гондолы можно было загрузить не только мотоцикл с коляской, но и автомобиль-вездеход.
Разработка военно-транспортного самолета, способного действовать с необорудованных аэродромов, была начата фирмой «Арадо» в 1940 году. Самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с трапециевидным крылом и разнесенным двухкилевым хвостовым оперением. Фюзеляж: был выполнен в виде обтекаемой гондолы, переходящей в относительно тонкую балку, несущую хвостовое оперение. В носовой части фюзеляжа находилась кабина пилотов. Имевший большую площадь остекления фонарь кабины пилотов не выступал из обводов фюзеляжа и обеспечивал обзор более 200° по горизонтали. В верхней части фюзеляжа непосредственно за кабиной пилота находилась подвижная стрелковая установка башенного типа с 20-мм пушкой MG-151/20, а в носовой и хвостовой частях гондолы монтировались подвижные 13-мм пулеметы MG-131. Кроме того, в шкворневых установках в окнах бортов гондолы молено было закрепить еще до восьми 7,92-мм пулеметов.
В хвостовой части гондолы имелся большой грузовой люк, дверь которого опускалась с помощью гидропривода вниз и могла использоваться в качестве аппарели для загрузки техники и крупногабаритных грузов. Доступ в гондолу происходил через дверь в левой стене гондолы, через эту же дверь могли десантироваться парашютисты.
Основное шасси самолета было трехстоечным, убирающимся в полете. Основные стойки имели по одному колесу с пневматиками большого диаметра и убирались с помощью гидропривода в крыло в направлении к фюзеляжу. Носовая стойка имела два колеса меньшего диаметра.
Особенностью шасси самолета, за которое он получил неофициальное название «сороконожка», было наличие уже упомянутого выше вспомогательного шасси с одиннадцатью парами колес малого диаметра. Благодаря этому шасси самолет имел минимальное удельное давление на грунт и мог взлетать и садиться на неровные площадки с малой несущей способностью грунта.
Первоначально на Аг-232 планировалось устанавливать два двигателя BMW-801MA мощностью по 1600 л.с. каждый. Проходившие испытания в 1941 году первые два опытных образца самолета (модификация Аг-232А) были оснащены именно этими двигателями. Однако вскоре выяснилось, что для серийного производства Аг-232 эти двигатели поставляться не будут в связи в большой потребностью в них при производстве истребителей Fw-190.
Выход из этой ситуации был найден в установке на Аг-232 четырех двигателей BMW-323R-2 мощностью 1200 л.с. каждый, при этом, правда, пришлось переконструировать крыло самолета, увеличив его размах на 1,7 м. С этими двигателями самолет получил обозначение Ar-232В и выпускался малой серией на заводах фирмы «Арадо». Всего было произведено 22 самолета Ar-232 в виде модификаций «А» (двухмоторный самолет) и «В» (четырехмоторный). Большая часть из них поступила на вооружение эскадры KG-200, выполнявшей специальные операции. В зависимости от конкретных задач в конструкцию Ar-232 вносили различные изменения, так что можно считать, что все выпущенные самолеты этого типа были в той или иной степени экспериментальными.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | BMW-Bramo323R-2Fafnir |
Размах, м: | 33, 50 |
Длина, м: | 23, 52 |
Высота, м: | 6, 60 |
Площадь крыла, м2: | 142, 50 |
Вес пустого, кгс: | 12780 |
Вес взлетный, кгс: | 20000 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 288 |
Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: | 308 |
Время набора высоты 4000 м, мин: | 15, 8 |
Дальность, км: | 1340 |
Потолок, м: | 6900 |
Экипаж, чел: | 4–5 |