Редкая сеть аэродромов, находящаяся на островах в обширной зоне Тихого океана, вполне логично предопределила, что самым массовым типом авиации флота станут гидросамолеты. В 1939 г. для замены на борту боевых кораблей и гидроавианосцев устаревшего Каваниси Е7К2 готовился Айчи Е13А1, но еще до запуска последнего в серию штаб-квартира флота подготовила спецификации 14-Си на самолет следующего поколения. Однако разногласия, вызванные появлением этого задания, не позволили даже получить предложения от авиационных фирм. В октябре 1940 г. инженеры Кисиро Мацуо и Ясусиро Озава приступили к разработке гидросамолета Айчи АМ-22, а в январе 1941 г. флот подготовил новые требования 16-Си, фактически списанные с АМ-22. Еще до завершения работ по самолету в июле 1941 г. задание успели поменять еще раз.
Первый АМ-22, получивший обозначение разведывательный гидросамолет морской экспериментальный 16-Си Е16А1, был готов в мае 1942 г. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением деревянных законцовок крыла и тканевой обшивки рулевых поверхностей. Двигатель был 1300-сильный Мицубиси МК8А Кенсей 51, вооружение состояло из двух крыльевых 7, 7 мм пулеметов и одного 7, 7 мм пулемета на подвижной установке в задней части кабины. Два двухреданных поплавка крепились под крыльями на N-образных стойках и I-образных подкосах к фюзеляжу.
Для хранения на борту кораблей крылья складывались назад. Самолет планировалось использовать также в качестве пикирующего бомбардировщика, для чего Е16А1 был оснащен воздушными тормозами, установленными на передней стойке поплавков. Два следующих опытных самолета получили крылья увеличенного с 12, 7 до 12, 81 м размаха и использовались в основном для испытания различного типа воздушных тормозов так как первый вариант при их использовании приводил к баффтингу. Эти самолеты также получили вооружение, планируемое для серийных машин: две крыльевые 20 мм пушки и 13 мм пулемет на оборонительной установке плюс 250 кг бомбу под фюзеляжем.
Серийный E16А1 отличался перфорированными воздушными тормозами, перепроектированным фонарем кабины и улучшенным механизмом выпуска закрылков. Самолет был принят на вооружение в августе 1943 г. под обозначением морской разведывательный гидросамолет Цуюн модель 11 (благоприятное облако). Первые серийные самолеты оснащались двигателями МК8А Кенсей 51, а потом его сменили на МК8D Кенсей 54. Большинство самолетов с последним двигателем было выпущено Ниппон Хикоки КК. Самолет Е16А2 с двигателем МК8Р Кенсей 62 мощностью 1560 лс до конца войны не успел закончить летные испытания.
Самолет поступил на вооружение к тому времени, когда Япония потеряла превосходство в воздухе. Особенно много Е16А1 было потеряно во время Филиппинской кампании, а оставшиеся были использованы в самоубийственных атаках камикадзе во время сражения за Окинаву. Всего было выпущено 256 Е16А.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi Kinsei 51 |
Размах, м: | 12, 81 |
Длина, м: | 10, 83 |
Высота, м: | 4, 79 |
Площадь крыла, м2: | 28, 00 |
Вес пустого, кг: | 2945 |
Вес взлетный, кг: | 4553 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 333 |
Максимальная скорость на высоте 5500 м, км/ч: | 437 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 4, 6 |
Дальность, км: | 2420 |
Потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел: | 2 |