В то время, когда работа по двухмоторному истребителю Ки 96 была уже близка к завершению, Кавасаки в лице Такео Дои предложила воздушному штабу армии создать на базе этого самолета штурмовик, призванный заменить в частях Ки 45. В августе 1943 г. воздушный штаб утвердил проект и предложил создать опытный образец нового самолета Ки 102. Для ускорения работ Такео Дои решил сохранить планер и силовую установку от Ки 96. На Ки 102 установили дополнительное бронирование и протекторы на баки. Самолет получил мощное вооружение, состоящее из 57 мм пушки, Но 401 и двух 20 мм пушек Нo 5, установленных в носу, и одного подвижного 12, 7 мм пулемета, Но 103 в задней части кабины. Первый из трех опытных Ки 102 с двигателями Мицубиси На 112-II мощностью 1500 лс был облетан в марте 1944 г.
Была выпущена партия из 20 предсерийных самолетов, которые вместе с тремя опытными первоначально использовались для доводки штурмового варианта Ки 102. Управляемость и летные данные самолета были хорошими, но он был несколько неустойчив при приземлении. В результате на самолете уменьшили стояночный угол, удлинив хвостовую стойку. В таком варианте в октябре 1944 г. самолет был запущен в серию под обозначением Штурмовик армейский тип 4 Ки 102b. Большинство выпущенных самолетов оставалось в резерве в метрополии, а в боях над Окинавой использовалось только небольшое их число. В Японии самолет участвовал в испытаниях управляемой ракеты Igo-1-В, которую планировали использовать против кораблей союзников в случае десанта на Японские острова.
За месяц до первого полета Ки 102 воздушный штаб потребовал создать высотный вариант истребителя на базе этой машины. По этим требованиям Кавасаки уже создавала Ки 108, с гермокабиной, что требовало для доводки много времени. В результате воздушный штаб указал просто переделать Ки 102 в вариант высотного истребителя. Шесть предсерийных Ки 102 были переделаны в высотные истребители Ки 102а, первый из которых был облетан в июне 1944 г. Внешне Ки 102а не отличался от Ки 102b, но получил двигатели Мицубиси На 112-II(Ru). Двигатели были оснащены турбокомпрессорами Ru 102, позволявшими поддерживать на высоте 8200 м мощность 1250 лс (обычный На 112-II выдавал такую мощность на высоте 5800 м). Вооружение было изменено: Ки 102а получил 37 мм пушку, Но 203 и две 20 мм пушки, Но 5 в фюзеляже для стрельбы вперед, а пулемет в задней части кабины был снят. После успешного завершения испытаний шести опытных самолетов была заказана дюжина предсерийных машин, переделанных из стандартных Ки 102b. Однако до конца войны в войска поступило только 15 таких машин Ки 102а так и не дошел до массового производства.
К концу 1944 г. налеты американских В-29 на Японию резко усилились, и армии срочно понадобился специализированный ночной перехватчик. Так как Торю показал себя в этой роли довольно неплохо, воздушный штаб предложил создать вариант ночного истребителя на базе Ки 102а, так как последний являлся развитием Ки 45. Новый вариант Ки 102с получил удлиненный фюзеляж, новую кабину и переделанное хвостовое оперение. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик площадь и размах крыла увеличили. Вращающуюся антенну локатора установили в обтекателе на фюзеляже. Вооружение состояло из двух 30 мм пушек, Но 105 в носовой части и двух 20 мм пушек, Но 5, установленных наклонно в центральной части фюзеляжа. Первый опытный Ки 102с был снабжен двигателями с турбокомпрессорами На 112-II(Ru). Самолет был переделан из планера Ки 102b. Его облетали в июле 1945 г., а месяц спустя полетел второй опытный самолет. Летные испытания были прерваны капитуляцией Японии.
Был в проекте и уменьшенный более скоростной вариант Ки 102 под пару 1900-сильных двигателей Мицубиси На 104, но он так и остался на чертежной доске. Всего было выпущено 238 истребителей Ки 102, включая 215 Ки 102b.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi Ha-112-II |
Размах, м: | 15, 57 |
Длина, м: | 11, 45 |
Высота, м: | 3, 70 |
Площадь крыла, м2: | 34, 00 |
Вес пустого, кг: | 4950 |
Вес взлетный, кг: | 7300 |
Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч: | 580 |
Время набора высоты 5000 м, мин: | 6, 9 |
Дальность, км: | 2000 |
Потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел: | 2 |