Для замены состоявшего на вооружении штурмовых эскадр полутороплана Hs-123 в 1937 году командование Люфтваффе предложило фирмам «Блом и Фосс», «Фокке-Вульф», «Хеншель» и «Гота» принять участие в конкурсе на новый самолет непосредственной поддержки войск (штурмовик). Согласно техническому заданию, составленному с учетом опыта боев в Испании, предусматривалось создать небольшой, маневренный, хорошо бронированный и мощно вооруженный самолет, снабженный для большей живучести в бою двумя двигателями. Из представленных проектов для постройки опытных самолетов были выбраны проекты фирмы «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Проведенные в 1939 году испытания этих самолетов выявили преимущество разработанного конструктором фирмы «Хеншель» Ф. Николаусом штурмовика «Hs-129», который в 1940 году был запущен в серийное производство под обозначением «Hs-129A».
Однако с началом поступления серийных машин в летные части уже имевшие боевой опыт пилоты быстро обнаружили недостаточную мощность двигателей, слабое бронирование и настолько плохой боковой обзор из кабины, что групповой полет самолетов был просто невозможен из-за опасности столкновения в воздухе.
Фирма «Хеншель» срочно внесла в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года началось серийное производство новой модификации Hs-129B, ставшей стандартным штурмовиком Люфтваффе во второй мировой войне.
Hs-129B представлял собой одноместный двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж: — цельнометаллический полумонокок трапециевидного сечения с гладкой работающей обшивкой. Он состоял из трех частей, стыкующихся между собой: носовой, центральной и хвостовой.
Наиболее интересной является носовая часть фюзеляжа, в которой помещается кабина пилота. Она представляет собой цельную бронированную коробку, сваренную из стальных листов толщиной 6 мм. Все листы плоские, кроме одного верхнего, которому придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекоробки выдавлены два желоба для прохода стволов пушек.
Для придания носовой части фюзеляжа обтекаемой формы бронекоробка снизу и с боков закрыта съемными дюралюминиевыми обтекателями. По сравнению с советским штурмовиком Ил-2, у которого самой бронекоробке придана обтекаемая форма, эти обтекатели можно рассматривать как довольно обременительный балласт.
Носовая часть фюзеляжа с помощью болтов соединена с центральной частью, к которой пристыкован также центроплан крыла. Соединение центроплана с фюзеляжем осуществлено за счет использования двух силовых нервюр, переходящих в боковины фюзеляжа. Б центральной части размещены бензобак емкостью 200 л и стрелково-пушечное вооружение.
Хвостовая часть фюзеляжа, несущая горизонтальное и вертикальное оперение, выполнена отъемной. Крепление ее к центральной части осуществляется по всему контуру с помощью болтов.
Фонарь кабины пилота застеклен плексигласом. Б передней его части установлено гнутое бронестекло. Для предотвращения обледенения бронестекла предусмотрен обдув теплым воздухом, отводимым из масляного радиатора, установленного в передней части фюзеляжа. Задняя часть фонаря при открывании сдвигается назад по специальным направляющим, в случае аварии предусмотрен ее сброс посредством механизма аварийного сбрасывания.
Б кабине самолета были установлены необходимые контрольно-измерительные приборы винтомоторной группы и аэронавигационное оборудование. Коротковолновая радиостанция FuG-7A устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа на специальной раме, обеспечивающей быстрое снятие и установку всех ее элементов. Силовая установка самолета состояла из двух двигателей, расположенных на моторных рамах под крылом самолета. Первоначально на самолете устанавливались два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения Ag-410A немецкой фирмы «Аргус». Их мощность, составляющая 465 л.с, оказалась недостаточной. Поэтому, когда вермахт захватил во Франции большое количество более мощных звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», они сразу же были использованы для новой модификации Hs-129B.
Запуск двигателей осуществлялся от электроинерционного стартера или вручную. Двигатели комплектовались трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы Ратье. Управление винтами осуществлялось электроприводом, возможно было принудительное изменение шага винта, установки винта на автоматическое управление и установка винта во флюгерное положение.
Запас горючего, равный 610 л, помещался в трех протестированных баках, из которых один, емкостью 200 л, был установлен в центральной части фюзеляжа, а два других бака емкостью по 205 л — в центроплане с правой и левой сторон фюзеляжа. В центральном бензобаке была установлена центробежная мотопомпа, служащая для перекачки бензина.
Масло помещалось в двух протестированных баках, установленных в центроплане. Масляные радиаторы находились под крылом с внешней стороны мотогондолы. Управление створками радиаторов было автоматическим и осуществлялось от гидравлической системы и термостатов, установленных в трубопроводе. Для повышения живучести самолета в бою радиаторы были защищены броней, а туннель и задние створки радиаторов изготавливались из 6-мм стального листа. Самолет оборудован убирающимся шасси. Уборка и выпуск шасси осуществляются от гидравлической системы, работающей от двух гидравлических помп, установленных на моторах. Хвостовое колесо было неубирающимся.
Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B состояло из двух пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм и двух пушек MG-151 калибра 15–20 мм. Пулеметы расположены в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки — по бортам фюзеляжа, над крылом, в специальных гнездах, закрывающихся обтекателями, выступающими над плоскостями боковин фюзеляжа. Каждый пулемет имеет запас патронов в 1000 штук, а каждая пушка — по 500 снарядов. Управление стрельбой из пулеметов электрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой и перезарядка пушек полностью электрические. Управление стрельбой и перезарядкой сосредоточено на ручке управления самолетом; имеющийся на ручке переключатель позволяет осуществлять стрельбу раздельно из пушек и пулеметов или из всего оружия одновременно. Прицел установлен перед козырьком летчика.
Производство штурмовика Hs-129 было прекращено в сентябре 1944 года. Всего было выпущено 870 машин. В условиях господства немецкой авиации в воздухе этот мощно вооруженный и хорошо бронированный штурмовик мог оказать существенное влияние на ход боевых действий на Восточном фронте, где в основном использовался этот самолет. Но производство его разворачивалось весьма медленно, так что достаточно большая партия в 411 машин была выпущена лишь в 1943 году, когда советская авиация уже оправилась от понесенных ею в 1941 году потерь. Главные недостатки Hs-129В — низкая скорость и отсутствие защиты от атак с задней полусферы сделали самолет легкой добычей для советских истребителей. Тем не менее штурмовики Hs-129B использовались Люфтваффе до начала 1945 года. Некоторое количество Hs-129B состояло также на вооружении королевских ВВС Румынии.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Gnome-Rhône 14 М 4/5 |
Размах, м: | 14, 20 |
Длина, м: | 9, 75 |
Высота, м: | 3, 25 |
Площадь крыла, м2: | 29, 00 |
Вес пустого, кгс: | 4050 |
Вес взлетный, кгс: | 4960 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 320 |
Максимальная скорость на высоте 3800 м, км/ч: | 408 |
Скороподъемность, м/мин: | 570 |
Дальность, км: | 880 |
Потолок, м: | 9000 |
Экипаж, чел: | 1 |