Спроектированный в соответствии с выпущенными в июле 1934 г. тактико-техническими требованиями В. 3/34 Авиационного министерства Великобритании Armstrong Whitworth A. W. 38 Whitley был наиболее широко производившимся самолетом компании, программа серийного выпуска которого достигла 1814 машин. Фюзеляж Whitley типа монокок был изготовлен из легких сплавов. Вопрос о серийном производстве был решен, когда самолет находился еще в стадии проектирования, а в августе 1935 г. уже был размещен заказ на 80 машин.
17 марта 1936 г. в местечке Whitley Abby пилот Алан Кэмпбелл-Орд поднял в воздух первый прототип, оснащенный двумя двигателями Armstrong Siddley Tiger X с новыми трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы de Havilland. Второй прототип был построен в соответствии с требованиями В. 21/35 и имел более мощные двигатели Тайгер XI. Его первый полет под управлением Чарльза Хагеса состоялся 24 февраля 1937 г.
Первая партия Whitley Mk I была поставлена для эскадрильи бомбардировщиков N10 в начале 1937 г. Тридцать четыре Mk I были построены перед тем, как в серийное производство был запущен самолет Whitley Mk II. Эта модель имела впервые установленные на самолетах Королевских ВВС двигатели Tiger VIII с двухскоростным нагнетателем. В рамках первоначального заказа на 80 машин было изготовлено 46 самолетов Whitley Mk II. Бомбардировщики Mk I и Mk II Whitley имели ручные носовую и хвостовую турели c пулеметами Vickers калибра 7, 7 мм, но у самолета Whitley Mk III в. носовой части была установлена турель с электрическим приводом фирмы Нэш и Томпсон и добавлена выдвижная из люка турель с двумя 7. 7-мм пулеметами Browning. Восемьдесят самолетов Whitley III имели также бомбовый отсек, где можно было размещать бомбы большего калибра.
Часть самолетов Whitley оснащалась различными двигателями фирмы Роллс-Ройс. Whitley I имел двигатель Merlin II, с которым 11 февраля 1938 г. он совершил испытательный полет в Хакнэлле. Хотя двигатель отказал и самолет преждевременно завершил второй полет, программа испытаний была быстро возобновлена. Двигатель Мерлин IV мощностью 1030 л. с. устанавливался на серийных Whitley IV, первый из которых поднялся в воздух 5 апреля 1939 г. Кроме нового двигателя, эта модель имела электроприводную хвостовую турель фирмы Нэш и Томпсон с четырьмя пулеметами Browning калибра 7, 7 мм; в крыльях устанавливались два дополнительных топливных бака, что позволило довести общий запас топлива до 3205 литров. Серия составила 33 машины, включая семь самолетов IVA с двигателем Мерлин X мощностью 1145 л. с.
Эти же двигатели устанавливались на Whitley V. Была изменена геометрия вертикального оперения — для обеспечения более широкой огневой зоны хвостовому стрелку оперение разнесли от фюзеляжа дополнительно на 0, 38 м. В передней кромке крыла был установлен резиновый протектор противообледенителя периодического действия, а общий запас топлива за счет дополнительных баков, установленных в бомбовом отсеке, был доведен до 3805 литров или 4405 литров. Всего было произведено 1466 экземпляров Whitley V.
Самолет Whitley VI проектировался под двигатели Pratt & Whitney как страховка против малой поставки двигателей Мерлин, однако построен не был, и последней серией Whitley стал вариант Mk VII. Это был, в сущности, Mk V, но с дополнительными топливными баками в бомбовом отсеке и задней части фюзеляжа, что довело общий запас горючего до 5001 литра и увеличило дальность полета до 2701 км. Это позволило выполнять задачи морского патрулирования. Внешне Mk VIII отличался надфюзеляжной радарной антенной радиолокационной станции ASV модели 2 (ASV — Air-to-Surface Vessel) для осмотра земной поверхности. Серия достигла 146 машин, не считая некоторых Mk V, переделанных в Мк VIII.
Как отмечалось выше, эскадрилья N10 базы Дишфорт Королевских военно-воздушных сил стала первой, которую в марте 1937 г. оснастили самолетами Whitley. Вскоре их получили и другие эскадрильи. Именно эти бомбардировщики первыми совершили налет на Берлин. В дальнейшем их также активно использовали. Последней операцией перед тем, как в апреле 1942 г. Whitley были выведены из состава бомбардировочной авиации, был налет ночью 29 апреля на Остенд. Эксплуатация самолетов Whitley подразделениями Береговой службы началась в сентябре 1939 г. , когда эскадрилья N 58 для патрулирования и противодействия подводным лодкам в Английском канале (Ла-Манше) была переведена в Боскомб Даун. Это продолжалось до февраля 1940 г. , когда эскадрилья была возвращена в бомбардировочную авиацию. Однако в течение 1942 г. она снова выполняла патрулирование западных морских подходов и неплохо справлялась с этой непростой задачей. В эскадрилье N 502 базы Aldergrove Королевских военно-воздушных сил осенью 1940 г. Mk V Whitley заменили самолеты Avro Ansons, а вторым подразделением самолетов Whitley в Береговой службе стала эскадрилья N 612, сформированная в мае 1941 г.
Впоследствии самолеты Mk V были заменены на Whitley Mk VII, оборудованные радиолокационной станцией ASV модели 2, и один из самолетов такого типа из эскадрильи N 502 во время атаки в Бискайском заливе 30 ноября 1941 г. действовал настолько удачно и умело, что впервые потопил германскую подводную лодку U-205.
Самолеты Whitley применялись также в парашютной учебной школе N1 в Рингвэе (Манчестер), а закрепленные за подразделением N 21, занимавшимся подготовкой планеристов и базировавшимся в Брайз Нортон, использовались в качестве буксировщиков планеров. Самолеты из эскадрильи N51 выбрасывали парашютный десант на немецкую радиолокационную станцию в Брюневале, а самолеты из специальных подразделений базы Темпсфорд Королевских военно-воздушных сил (эскадрильи N138 и N161) совершили немало боевых вылетов на оккупированную территорию для заброски агентов и снабжения групп Сопротивления оружием и снаряжением.
Пятнадцать Whitley V в. мае 1942 г. были переданы компании БОАК (BOAC), освобождены от вооружения и оборудованы топливными баками в бомбовых отсеках. Они стали неплохими транспортными машинами. Эти самолеты летали от Гибралтара до Мальты, перевозя снабжение для осажденного острова.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Rolls-Royce MerlinX |
Размах, м: | 25, 60 |
Длина, м: | 21, 49 |
Высота, м: | 4, 58 |
Площадь крыла, м2: | 105, 7 |
Вес пустого, кг: | 8777 |
Вес взлетный, кг: | 15196 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 338 |
Максимальная скорость на высоте 5000 м, км/ч: | 370 |
Время набора высоты 3660 м, мин: | 21, 0 |
Дальность, км: | 3860 |
Потолок, м: | 6100 |
Экипаж, чел: | 5 |