D3А был спроектирован в ответ на появление спецификаций на палубный бомбардировщик 11-Си, вышедших летом 1936 г. К этому времени уже появились плоды программы модернизации палубной авиации, начатой в 1932 г. палубный истребитель Мицубиси А5 М и палубный бомбардировщик-штурмовик Накадзима В5N, которые превосходили аналогичные самолеты морской авиации США и Англии. В то же время на вооружение японской палубной авиации поступили пикировщики-бипланы D1А2. Задание 11-Си должно было обеспечить замену последнему самолету, поставив бомбардировщик с характеристиками подстать новым истребителю и торпедоносцу. Свои предложения выдвинули Айчи Токей Денки КК, Мицубиси Якогуо КК и Накадзима Хикоки КК. Однако Мицубиси, загруженная разработкой А6 М1, была вынуждена отойти от конкурса.
Для своего проекта по заданию 11-Си (внутрифирменное обозначение АМ-17) Токуичиро Гоаке выбрал эллиптическое крыло по образцу Хейнкеля Не 70 (один экземпляр этого самолета под обозначением LХНеl испытывался имперским флотом), профиль был NАСА 23012. Несмотря на все усилия снизить воздушное сопротивление (в частности, использование потайной клепки), на самолет поставили неубираемые стойки шасси, так как выигрыш при этом в скорости, по мнению разработчиков, не окупался сложностью механизма уборки. Конструкция была максимально прочной, что было характерно для пикировщика. Самолет был оснащен тормозными щитками по типу Ju 87. АМ-17 был вооружен двумя синхронными 7. 7 мм пулеметами Тип 97 и одним 7. 7 мм пулеметом Тип 92 на подвижной установке в конце кабины. Бомбовая нагрузка включала одну 250 кг бомбу под фюзеляжем на качалке, как на Ju 87, и две 60 кг бомбы под крыльями. Экипаж состоял из двух человек.
Первый опытный самолет был оснащен 710-сильным двигателем Накадзима Хикари I и был готов в декабре 1937 г., а в первый полет он поднялся месяцем позже. Во время заводских испытаний стала ясна недостаточная мощность силовой установки характеристики были ниже желаемых. Управляемость в целом была хорошей, но проявился и ряд недостатков: самолет был неустойчив при широких виражах на больших скоростях, а при резком маневрировании норовил сорваться в штопор. Кроме того, увеличение требуемой скорости пикирования с 360 до 430 км/ч привело к опасной тряске тормозных щитков. В результате второй опытный самолет был серьезно переработан. Размах крыла был увеличен с 14, 1 до 14, 5 м, а площадь с 33 до 35 кв. м, взлетный вес возрос на 200 кг, тормозные щитки были усилены и увеличены, был изменен и профиль консолей крыла. Недостаток мощности был решен установкой 14-цилиндрового двигателя Мицубиси Кенсей 3 мощностью 840 лс.
Сравнительные испытания D3А1 и Накадзимы D3N1 были организованы в Касумигауре. В них самолет Айчи показал свое полное превосходство. В результате Айчи Токей Денки КК получила контракт на серийное производство. В марте 1939 г. началось изготовление установочной партии из шести машин. Кроме установки на них 1000-сильного двигателя Мицубиси Кенсей 43, были внесены изменения в конструкцию: длина самолета увеличилась с 9, 86 до 10, 195 м, вес пустого возрос с 2050 до 2408 кг, взлетный с 3400 до 3650 кг, а размах сократился с 14, 5 до 14, 365 м, площадь крыла с 35 до 34, 9 кв. м. Наиболее заметным изменением стало введение большого гребня перед килем. В результате всех этих изменений характеристики D3А1 заметно улучшились, а маневренность стала выдающейся. Эта особенность позже, в первый год войны, использовалась японскими пилотами после сброса бомб они отлично уворачивались от истребителей союзников.
Вслед за войсковыми испытаниями самолет в декабре 1939 г. был запущен в серию под обозначением палубный бомбардировщик морской тип 99, модель 11. Самолет выпускался на заводе Айчи в Фунатаке к югу от Нагойи до августа 1942 г.
В 1940 г. D3А1 прошел испытания на авианосцах Акаги и Кага и поступил в 12-й и 14-й смешанные корпуса морской авиации, расквартированные в Китае у Хакова, откуда самолеты совершали полеты на поддержку армейских частей. С сентября 1940 г. их прикрывали только что поступившие на вооружение А6 М². Одновременно 14-й корпус был переброшен в Индокитай для налетов на районы Куминга и Сянгуна. За время боев в Китае экипажи D3А1 досконально изучили свои машины, и когда самолеты были распределены среди авианосцев, подготовка летного персонала была выше всяких похвал.
Не менее впечатляющих успехов после Перл-Харбора достигли японцы в походе эскадры адмирала Нагумо в Индийском океане. 26 марта Акаги, Сорю, Хирю, Секаку и Дзуйкаку направились к восточному побережью Цейлона навстречу британскому Восточному флоту, состоящему из пяти линкоров, трех авианосцев, 15 эсминцев и пяти подлодок. 5 апреля 36 D3А1 и 53 В5N2 поднялись с авианосцев для удара по Коломбо, где потопили два боевых корабля и один транспорт. Однако 48 кораблей и судов, включая крейсера Дорсетшир и Корнуолл, успели выйти в море и избежать удара. Но удача недолго сопутствовала этим двум крейсерам японцы обнаружили их в тот же день. 80 пикировщиков D3А1, ведомых капитан-лейтенантом Такасиге Егуса, были подняты с авианосцев и атаковали английские крейсера. Японские летчики показали все свое мастерство, уложив в цель свыше 80%, своих бомб крейсера затонули уже через 19 минут после начала атаки. Через четыре дня история повторилась. 80 бомбардировщиков D3А1, получивших уже к тому времени у союзников прозвище Вэл, потопили авианосец Гермес и эсминец Вампир, в то время когда 125 других японских палубных самолетов бомбили военно-морскую базу в Тринкомале.
В конце января 1942 г. штаб флота принял решение продолжить движение на юго-восток на Соломоновы острова и на юг Новой Гвинеи. Главной целью наступления было усилить давление на северо-восток Австралии и отрезать ее тем самым от союзников. В исполнение этих решений, начиная с 24 февраля 1942 г. береговые бомбардировщики 25 сентая приступили к налетам на Порт-Морсби, а японские десантники высадились на Лае и Саламауа, где были созданы мощные базы.
Продвижение японцев превосходило самые радужные планы имперского штаба, а бомбардировщики, не испытывая особого противодействия истребителей союзников, достигли большого успеха. С достижением своей главной цели захватом голландской Ост-Индии и Малайи японцы надеялись, что союзники пойдут на переговоры, но, не получив удовлетворяющих предложений, Япония стала готовиться к отражению возможных атак противника. Для усиления своих оборонительных позиций японцы решили начать наступление на Порт-Морсби.
С окончанием кампании в Индийском океане в середине апреля авианосцы Секаку и Дзуйкаку были направлены в район Соломоновых островов, присоединившись там к легкому авианосцу Сехо, чтобы обеспечить воздушное прикрытие наступления на Морсби. Однако японцам предстояло столкнуться с флотом союзников, ударной силой которых были авианосцы Йорктаун и Лексингтон. С 7 по 8 мая 1942 г. разгорелось ожесточенное сражение в Коралловом море, где ни японцы, ни американцы не смогли одержать бесспорной победы. Американский флот потерял авианосец Лексингтон, танкер Нешо и эсминец Симс, а японцы авианосец Сехо. Во время этого сражения эффективность действий бомбардировщиков была значительно снижена благодаря противодействию истребителей F4F Уайлдкэт, но тем не менее японцы сумели достигнуть большого числа попаданий в корабли американцев.
Вскоре упор был сделан на береговое базирование, и большинство поступавших Вэл шло на оснащение береговых частей. 8 августа ударом бомбардировщиков 4-го корпуса по береговым объектам американцев началось сражение за Гуадалканал, и вскоре к ним присоединились бомбардировщики других частей. Встретив жесткое противодействие палубных Уайлдкэтов, они понесли тяжелые потери. Наибольшие потери несли пикировщики D3А1, хотя и по другим причинам их дальности полета не хватало для того, чтобы преодолеть 2000 км от Рабаула до цели и обратно. В течение двух дней были потеряны 18 D3А1 большинство из них упало в море. С завершением строительства в сентябре нового аэродрома в Буине, на юге Бугенвиля, Гуадалканал оказался в пределах досягаемости Вэлов. Однако, ситуация для японцев была тяжелая им противостояли американские истребители с аэродрома Гендерсона. Будучи легко поражаемыми из-за непротектированных топливных баков, японские самолеты становились жертвами скоростных атак с пикирования, которым отдавали предпочтение пилоты союзников.
Тяжелые потери японцы понесли 26 октября 1942 г. в битве у Санта-Крус, но 20 D3А1, ведомых капитан-лейтенантом Секи, успешно атаковали авианосец Хорнет. Самолет Секи, подбитый на пикировании, врезался в палубу авианосца, после чего последний потерял боеспособность и был поражен тремя бомбами с Вэлов и двумя торпедами от Кейтов. Окончательно Хорнет был добит 18 D3А1 и девятью В5N2. Другой американский авианосец Энтерпрайз чувствовал себя лучше: в него попали всего три бомбы двадцатки Вэлов с авианосца Секаку. Но потопление японского легкого авианосца Рюдзе и повреждение Секаку, а также неудачное наступление японских сухопутных войск на Гуадалканал, заставили адмирала Нагумо отойти, не добив Энтерпрайз. Потери японской палубной авиации оказались бессмысленными 7 февраля 1943 г. союзники окончательно заняли Гуадалканал.
Проблемы с доводкой нового D4Y1 в варианте пикировщика и быстрое старение D3А1 заставили Айчи подготовить улучшенную версию последнего. Установка на самолет убираемых стоек шасси заняла бы много времени и было решено лишь поднять мощность силовой установки. Для этой цели выбрали двигатель Кенсей 54 мощностью 1300 лс. Соответственно в июне 1942 г. Айчи подготовила к испытаниям Палубный бомбардировщик морской тип 99 модель 12 D3А2. Во время испытаний самолет показал скорость на 45 км/ч большую, чем D3А1, скороподъемность и потолок также возросли. Однако Модель 12 так и не попала в серию было решено внести еще ряд мелких доработок, включая увеличение емкости баков с 750 до 1079 л, установку кока винта и нового фонаря кабины. В этом варианте D3А2 пошел в серию под обозначением Модель 22. Завод Айчи в Фунатаке стал поставлять D3А2 с августа 1942 г. Производство было также развернуто на Сова Хикоки КК, которая сдала первый D3А2 в декабре 1942 г. Айчи продолжала выпуск самолета до июня 1944 г. (последний сошел со сборочной линии Совы в августе 1945 г.), доведя объем поставок до 1495 самолетов. Это были:
2 опытных самолета
6 предсерийных D3А1 (1939 г.)
470 D3А1 Модель 11
1 D3А2 Модель 12
815 D3А2 Модель 22 производства Айчи
201 D3А2 Модель 22 производства Совы
Часть из 1016 D3А2 были в течение войны переделаны в тренировочные бомбардировщики D3А2-K.
Другие типы японских пикировщиков, кроме D4Y1, представляли собой развитие D3А. В ноябре 1943 г. японское правительство создало министерство вооружений, чтобы унифицировать и упростить производство военной продукцни и увеличить выпуск самолетов. Одной из первых инициатив нового министерства было решение расширить применение в самолетостроении недефицитных материалов. Одним из первых под эту программу попал D3А2-К тренировочный вариант Модели 12. Для использования в конструкции этого самолета дерева была запущена специальная программа работ Y-50 на базе Йокосукского арсенала. Морские инженеры были вынуждены отказаться от эллиптической формы крыла, так как ее трудно было добиться при изготовлении из дерева. Кромки крыла и стабилизатора стали прямыми, был установлен 1300-сильный двигатель Мицубиси Кенсей 54. Два опытных самолета получили обозначение Морской экспериментальный учебный бомбардировщик Мейо (Венера) тип 99 или Йокосука D3Y1-К и были закончены в июле и августе 1944 г. Испытания показали, что самолет получился слишком тяжелым, ему не хватало мощности двигателя. Дальнейшие работы велись с целью снижения веса на Мацусите, но до конца войны выпустили только три серийных Учебных бомбардировщика Мейо, морской тип 99, модель 22.
До конца войны также не успели выпустить и самолет для камикадзе D3Y2-К специальный штурмовик Мейо-Каи. Самолет должен был нести две 20 мм пушки Тип 99 и одну 800 кг бомбу и отличался сбрасываемыми стойками шасси. В серии он должен был называться Специальный штурмовик D5Y1. Планировалось выпускать ежемесячно 30 машин.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Mitsubishi Kinsei 43 |
Размах, м: | 14, 37 |
Длина, м: | 10, 20 |
Высота, м: | 3, 85 |
Площадь крыла, м2: | 34, 90 |
Вес пустого, кг: | 2408 |
Вес взлетный, кг: | 3650 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 296 |
Максимальная скорость на высоте 3000 м, км/ч: | 386 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 6, 4 |
Дальность, км: | 1472 |
Потолок, м: | 9300 |
Экипаж, чел: | 2 |