12 декабря 1937 г. в 13. 30 над американской канонеркой Пэнэй, эвакуирующей из Нанкина последнюю часть своего посольства, появились три самолета японской морской авиации. Самолеты сбросили бомбы с пологого пикирования, нанеся канонерке повреждения. Вслед за этим появились главные силы 12 пикировщиков под прикрытием девятки истребителей, которые бомбами потопили канонерку и две баржи. Так миру предстал новый тип бомбардировщика в составе японского флота пикировщик D1А.
Когда в 1933 г. стало очевидно, что опытные образцы палубных пикировщиков фирмы Накадзима, построенные по требованиям 6-Си и 7-Cи, не удовлетворяют требованиям японского императорского флота, последний направил Айчи, Накадзиме и Дай-Юичи Кайгун Коку Гийицусо требования представить проекты согласно новым требованиям 8-Си на двухместный палубный пикировщик. В этом задании основной упор был сделан на обеспечение высокой прочности конструкции и достаточной маневренности, но заодно определялось, чтобы все характеристики самолетов были выше, чем у неудачных образцов Накадзимы.
Айчи воспользовалась технической помощью немецкой фирмы Эрнст Хейнкель флюгцойгверке АГ, купив в Германии один экземпляр Не. 66 (экспортный вариант Не. 50) одноместного пикировщика с 715-сильным двигателем Сименс SAM-22b воздушного охлаждения. Самолет можно было также использовать в качестве двухместного разведчика. Вскоре после прибытия Не. 66 в Японию, конструкторы во главе с Токухисиро Гоаке приступили к модернизации самолета согласно требованиям программы 8-Си. Доработки включали необходимую переделку и усиление конструкции шасси для применения с авианосцев, замену двигателя Сименс на 560-сильный Накадзима Котобуки 2 КАИ 1 9-цилиндровый воздушного охлаждения. Под названием специальный бомбардировщик Айчи самолет проходил конкурс с вариантами Накадзимы и Токухисиро Гоаке последний просто переделал серийно выпускаемую модель. Во время испытаний самолет Айчи показал себя более устойчивым в полете и более маневренным по сравнению вариантами Накадзимы и конструкторов из Йокосуки и в конце 1934 г. Айчи получила контракт на серийное производство.
Самолет представлял собой биплан металлической конструкции с тканевой обшивкой. Серийный самолет, имевший конструкторское обозначение АВ-9, получил официальное название палубный бомбардировщик, морской тип 94 или Айчи D1А1. В отличие от опытного самолета, серийные D1А1 оснащались кольцом Тауненда, крыло стало стреловидным по передней кромке, изменился руль направления, а хвостовой костыль был заменен неуправляемым колесом. Стрелковое вооружение состояло из двух синхронных пулеметов Тип 92 калибра 7, 7 мм и такого же пулемета на подвижной установке в конце кабины для стрельбы назад. Бомбовая нагрузка состояла из двух 30 кг бомб под крыльями и одной 250 кг бомбы на качалке под фюзеляжем. Первые 118 самолетов были оснащены 580-сильным двигателем воздушного охлаждения Котобуки 2 КАИ 1, а последние 44 Котобуки 3, форсированным по оборотам.
В 1935 г. Токихисиро Гоаке спроектировал улучшенную версию самолета, получившего обозначение D1А2. Самолет получил более мощный двигатель Хикари 1 9-цилиндровый воздушного охлаждения, мощностью 730 лс. Первый опытный D1А2 был готов осенью 1936 г., а вскоре началось его производство под обозначением палубный бомбардировщик, морской тип 96. D1А2 широко использовался во время китайско-японской войны и стал знаменит после потопления американской канонерки Пэнэй.
D1А1 вместе с D1А2 был практически единственным самолетом, использовавшимся в начале второго китайско-японского инцидента, но к моменту начала войны на Тихом океане они почти все были сняты с вооружения, и только несколько машин использовались в качестве учебных.
К моменту нападения японцев на Перл-Харбор 69 D1А2 числились в резервных частях второй линии. Союзники назвали самолет Сусей. Потери и поступление новой техники привели к быстрому снятию самолета с вооружения. Самолет использовался на авианосцах Акаги, Кага и Рюйо, в 12-м, 13-м, 14-м и 15-м авиакорпусах. Всего на заводе Айчи в Нагойе были выпущены 162 бомбардировщика D1А1 в 1934–37 гг и 428 D1A2 в 1936–40 гг.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | Nakajima Hikari 1 |
Размах, м: | 11, 40 |
Длина, м: | 9, 30 |
Высота, м: | 3, 41 |
Площадь крыльев, м2: | 34, 70 |
Вес пустого, кг: | 1516 |
Вес взлетный, кг: | 2610 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 222 |
Максимальная скорость на высоте 3200 м, км/ч: | 309 |
Время набора высоты 3000 м, мин: | 7, 8 |
Дальность, км: | 927 |
Потолок, м: | 6980 |
Экипаж, чел: | 2 |