Базирующийся на легких английских авианосцах вертолет предназначен для своевременного обнаружения ударных самолетов противника, атакующих авианосные группы и отдельные корабли, находящиеся вне зоны действия самолетов ДРЛО, своих ВВС, базирующихся на берегу.
Разработка этого вертолета на базе противолодочного вертолета Sea King HAS Mk.2 была начата в мае 1982 года, а уже в июне того же года начались работы по переоборудованию первых двух вертолетов. С каждого из них была снята гидроакустическая станция и вместо нее смонтирован комплекс радиоэлектронного оборудования, состоящий из РЛС дальнего обнаружения, системы опознавания, средств радиотехнической разведки, аппаратуры обработки и отображения данных и необходимых средств связи.
На вертолете установлена модернизированная РЛС «Searchwater», входящая также в состав бортового радиоэлектронного оборудования английских базовых патрульных самолетов Nimrod Мk2. Антенна РЛС размещена снаружи правого борта фюзеляжа на шарнирном кронштейне, который в нерабочем положении с помощью гидросистемы поворачивается назад на 90. В рабочем положении антенна находится ниже обводов фюзеляжа и обеспечивает круговой обзор. Для защиты антенны использован радиопрозрачный обтекатель, который во время работы наполняется сжатым воздухом с избыточным давлением 0.035 кг/см2.
Во время взлета, посадки и в нерабочем положении воздух из обтекателя стравливается. Диаметр и длина обтекателя 1.8 м, масса РЛС 545 кг, время поворота в рабочее положение составляет 14 секунд. При полете вертолета на высоте 3000 м дальность обнаружения радиолокационной станцией воздушных целей составляет 230 км. Технические возможности РЛС «Searchwater» позволяют вести одновременное наблюдение за 40 целями, осуществлять целеуказание без прекращения работы в режиме поиска, она может работать в качестве метеорологической и навигационной.
Сигналы РЛС обрабатываются соответствующей бортовой аппаратурой и выводятся на пульт оператора тактической установки, установленный в грузовой кабине. Пульт имеет три индикатора: кругового обзора (ориентирован на север и стабилизирован относительно земли), «дальность-азимут» и «дальность».
Проведенные во второй половине 1982 года испытания системы «вертолет-РЛС» показали ее высокую эффективность, следствием чего было формирование в 1985 году первого звена из трех вертолетов Sea King HAEW Mk.2, предназначенных для авианосца «Illustrious». В 1986 году звено вертолетов Sea King HAEW Mk.2 было развернуто на авианосце «Ark Royal», а затем и на авианосце «Invincible». При продолжительности патрулирования 4–4.5 часа каждое из таких звеньев должно обеспечить круглосуточную защиту авианосного соединения.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T |
Диаметр главного винта, м: | 18.90 |
Диаметр хвостового винта, м: | 3.16 |
Длина, м: | 17.02 |
Высота, м: | 5.13 |
Масса, кг: | пустого — 7428 максимальная взлетная — 9752 |
Внутренние топливо, л: | 3714 + опционально 864 |
Мощность, кВт: | при взлете — 2×1238 при полете — 2×1092 |
Максимальная скорость, км/ч: | 226 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 204 |
Практическая дальность, км: | 1742 |
Дальность действия, км: | 231–1482 |
Время патрулирования, ч: | 2 |
Скороподъемность, м/мин: | 619 |
Практический потолок, м: | 6200 |
Статический потолок, м: | 1980 |
Экипаж, чел: | 4 |