NH-90 — многоцелевой вертолет, разработанный консорциумом NH Industries (Eurocopter France, Eurocopter Deutschland, Agusta и Fokker). Франция, Италия, Германия и Нидерланды в 1985 году подписали соглашение о совместной разработке вертолета НАТО 90-х годов, получившего обозначение NH-90. Промышленное производство намечено на 1999 год в двух основных вариантах: тактический транспортный вертолет (TTH — Tactical Transport Helicopter) для команды из 14 человек (заказ составляет не менее 500 машин) и в морском варианте (NFH-NATO Frigate Helicopter) в роли противолодочного, противокорабельного и поисково-спасательного (более 200 вертолетов).
Согласно требованиям вертолет должен иметь взлетную массу около 9000кг, два ГТД мощностью по 2100 л с. и боевой радиус действия не менее 185 км. В конструкции NH-90 предусматривается широко использовать новые композиционные материалы и последние достижения в области техники и технологии. В его разработке принимает участие 15 групп, каждая из которых занимается определенным кругом вопросов, относящихся как к базовому вертолету, так и к его вариантам. Основная их задача — создать такой базовый вертолет, который бы с минимальными доработками (исключая специальное оборудование и вооружение) мог использоваться в любом варианте.
NH-90 относится к вертолетам одновинтовой схемы. Он имеет четырехлопастные несущий и рулевой винты, трехстоечное убирающееся в полете колесное шасси и двухдвигательную силовую установку. В конструкции фюзеляжа широко применяются композиционные материалы, что позволило снизить массу вертолета на 20% по сравнению расчетной, а количество деталей — на 70% и уменьши радиолокационную сигнатуру. Кроме того, для снижения заметности вертолета в радиолокационном диапазоне электромагнитных волн боковая поверхность фюзеляжа образована плоскими панелями, расположенными под углом друг к другу, что обеспечивает отражение радиолокационных сигналов вверх или вниз и резко снижает формирование потока электромагнитной энергии, направленной на облучающую РЛС.
В зависимости от назначения вертолета, в кабине экипажа оборудуется 2–4 рабочих места для членов экипажа. В транспортном варианте в грузовой кабине обеспечивается перевозка до 20 десантников с оружием или до 2 т груза. При этом вертолет оборудуется задней грузовой рампой. В противолодочном варианте в грузовой кабине размещается специальное оборудование и вооружение.
Силовая установка состоит из двух турбовальньгх двигателей RTM 322 производства фирм Rolls-Royce и Turbomeca (взлетная мощность 1484 кВт). Двигатели RТМ 322 имеют модульную конструкцию и снабжены электронно-цифровой системой управления со встроенным контролем и поиском неисправностей. Эта система управления обеспечивает оптимизацию характеристик двигателей на всех режимах работы. В целях обеспечения высокой боевой живучести и безопасности полетов двигатели имеют чрезвычайный режим, позволяющий продолжать полет в случае полного отказа одного из них. В местах крепления силовой установки вмонтированы бронзовые хомуты и сетчатые металлические покрытия для защиты от грозовых разрядов. Вместимость протектированных топливных баков составляет 1900 кг.
Состав бортового радиоэлектронного оборудования зависит от предназначения вертолета. Основу этого оборудования составляют быстродействующие ЭВМ, связанные между собой двумя сверхскоростными шинами передачи данных. Оба варианта вертолета снабжены навигационной системой, автопилотом, системой диагностики и контроля бортового оборудования, системой отображения информации на шлеме летчика, станции KB и УКВ связи. Противолодочный вертолет оборудован дополнительно многофункциональной поисковой РЛС с дальностью обнаружения 360 км и зоной обзора 360, инфракрасной станцией, магнитным обнаружителем, опускаемой гидроакустической станцией и сбрасываемыми радиогидроакустическими буями.
Вооружение противолодочного вертолета состоит из противолодочных торпед «Мурена», Мк.46 или А244, противокорабельных ракет АМ-39 «Экзосет» и глубинных бомб. Общий вес боевой нагрузки составляет 700кг. Транспортный вертолет может нести такие виды подвесного вооружения, как пусковые установки неуправляемых ракет, подвесные пушечные или пулеметные установки.
Первый полет вертолет совершил в декабре 1995 года. Принятие вертолета на вооружение планируется в 2003 году. Вертолетом планируется заменить целый ряд вертолетов — Puma, Super Frelon, Superlynx, Bell UH-1D, Bell 212, Bell 412 и Westland Sea King. Потребности в вертолете составляют (предварительные цифры): Франция (133 (160) TTH + 27 (60) NFH), Германия (205 (234) TTH + 38 (38) NFH), Италия (150 (150) TTH + 46 (64) NFH) и Нидерланды (20 (20) NFH).
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322–01/9 |
Диаметр несущего винта, м: | 16.30 |
Диаметр рулевого винта, м: | 3.20 |
Длина, м: | фюзеляжа — 15.89 общая — 19.56 |
Высота, м: | 5.44 |
Ширина, м: | 4.37 |
Масса, кг: | пустого вертолета (NFH) — 5400 (6430) нормальная взлетная — 8700 (9100) максимальная взлетная — 10000 |
Топливо, л: | 2500 |
Мощность, кВт: | максимальная — 2×1690 нормальная — 2×1266 |
Максимальная скорость, км/ч: | 300 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 262 |
Практическая дальность, км: | 1150 |
Боевая дальность, км: | 950 |
Боевой радиус действия, км: | 250 |
Продолжительность полета, ч.мин: | 4.50 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 660 |
Практический потолок, м: | 4250 |
Статический потолок, м: | 2600 |
Экипаж, чел: | 1–4 |