Из заявок, поданных пятью компаниями по производству вертолетов, ВВС США выбрали вариант Boeing Vertol Model 114, как наиболее отвечающий требованиям, предъявляемым к фронтовому мобильному вертолету. Он должен был иметь оборудование для полетов в любую погоду, нести нагрузку 1814 кг внутри фюзеляжа или 7257 кг на внешнем тросе, перевозить до 40 военнослужащих, иметь возможность непосредственной загрузки в хвостовой части фюзеляжа, приспособления для эвакуации раненых и перевозки любого компонента ракетной системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 г. был заключен первый контракт на пять вертолетов YCH-1B. Позже они получили обозначение CH-47A Chinook.
Вертолет (похожий на увеличенный вариант Модели 107 — СН-46) был оснащен неубирающимся четырехопорным шасси, а с каждой стороны нижней части фюзеляжа были расположены герметизированные обтекаемые гондолы, разделенные на подотсеки. Они занимали почти три четверти длины фюзеляжа, способствуя увеличению плавучести герметизированной нижней части фюзеляжа при эксплуатации с поверхности воды. Первый аппарат YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 г., к этому времени был заключен контракт на серийный выпуск вертолетов СН-47А.
Сначала они были оснащены турбовальными двигателями Lycoming Т55-L-5 мощностью 1641 кВт (2200 л. с.), а затем турбовальными двигателями T55-L-7 мощностью на валу 1976 кВт (2650 л.с.). Поставки вертолетов CH-47A начались в декабре 1962 г. С тех пор было выпущено несколько вариантов, в том числе СН-47В с более мощными турбовальными двигателями Т55-L-7 °C мощностью на валу 2125 кВт (2850 л. с.), с измененной конструкцией лопастей несущего винта. Первый образец поднялся в воздух в октябре 1966 г., а поставки начались 10 мая 1967 г.
За ним последовал вариант СН-47С (Модель 234), оснащенный двумя турбовальными двигателями Т55-L-11 °C мощностью 2796 кВт (3750 л.с.), с усиленной трансмиссией и с большей емкостью топливных баков. Первый из таких вертолетов совершил полет 14 октября 1967 г., а в начале 1968 г. начались поставки серийных машин. Девять аппаратов, аналогичных варианту CН-47 °C, были построены для Вооруженных сил Канады под обозначением СН-147. Их поставки начались в сентябре 1974 г. Этот вариант был оборудован самыми современными системами безопасности и управления полетом, максимальный вес при взлете с земли составлял 22680 кг, а при аварийном взлете с воды — 20865 кг.
Во время войны во Вьетнаме было выпущено четыре экземпляра варианта АСН-47А, по внешней компоновке напоминавшего вертолет СН-47А, но оснащенного броней и вооружением из 40-мм гранатомета в носовой части, 20-мм пушки переднего огня, пулемета калибра 7,62 мм или двух 19-зарядных ракетных контейнеров. Кроме того, в кабине могли располагаться пять стрелков, в распоряжении каждого имелся пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм, установленный на гибкой направляющей. В соответствии с программой развития американской армии, по одному вертолету каждой модели — СН-47А, СН-47В и СН-47С — было демонтировано до основного каркаса с последующей реконструкцией для получения усовершенствованного стандарта, который стал опытным образцом СН-47D.
Эти усовершенствованные вертолеты были оснащены более мощными турбовальными двигателями, трансмиссией с увеличенным передаточным числом и новым электронным оборудованием, а их конструкция подверглась многим изменениям. На них используется также вспомогательная силовая установка и тройная система крюков для подвешивания груза. После успешного завершения летных испытаний этих опытных образцов Армией США компания Боинг Вертол приступила к выполнению программы переделки вертолетов СН-47А в соответствии со стандартом СН-47D, и первый из них был поставлен в 1982 г.
ВВС Великобритании заказали 33 вертолета, аналогичных канадскому варианту СН-147, под обозначением Chinook НС.Mk I. Они оснащены британским оборудованием и имеют несколько специальных приспособлений. Первый аппарат был поставлен в августе 1980 г., а в начале 1982 г. была осуществлена поставка всех 33 машин. Начиная с 1970 г. вертолеты Чинук стали выпускаться в Италии для европейских и ближневосточных заказчиков. Это произошло после приобретения компанией Elicotteri Meridionali прав на совместное производство и сбыт у компании Боинг Вертол. В программе участвуют также Agusta, SIAI-Marchetti и другие итальянские компании.
Выпуск новых военных вертолетов Чинук компанией Боинг Вертол в настоящее время ограничен международным экспортным вариантом Модель 414 и вариантом MH-47E вертолета СН-47D для войск специального назначания с электронным оборудованием для ночных полетов на малой высоте и штангой для дозаправки топливом в воздухе.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB) |
Диаметр главного винта, м: | 18.59 |
Диаметр хвостового винта, м: | 18.59 |
Длина, м: | 15.54 |
Высота, м: | 5.77 |
Масса, кг: | пустого — 10151 максимальная взлетная — 22680 |
Внутренние топливо, л: | 3899 |
Мощность, кВт: | при взлете — 2×2796 (3264) при полете — 2×2237 (2339) |
Максимальная скорость, км/ч: | 298 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 256 |
Практическая дальность, км: | 2026 |
Дальность действия, км: | 370 |
Скороподъемность, м/мин: | 669 |
Практический потолок, м: | 6735 |
Статический потолок, м: | 3215 |
Экипаж, чел: | 2–3 |