По оценкам западных специалистов в ВВС Китая, Северной Кореи, Пакистана и Бангладеш в настоящее время эксплуатируется более 1000 истребителей-бомбардировщиков китайского производства Q-5 Fantan (его экспортное обозначение А-5). Эти самолеты используются в качестве штурмовиков, истребителей для обеспечения ПВО войск, а так же в качестве истребителей-бомбардировщиков для решения задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и изоляции района боевых действий.
Работы по созданию самолета были начаты в 1960 году, при этом за основу была принята конструкция советского истребителя МиГ-19, производившегося в Китае по лицензии. Опытный образец впервые поднялся в воздух 4 июня 1965 года, два доработанных прототипа поступили на летные испытания в октябре 1969 года. Поступление истребителей-бомбардировщиков в боевые части ВВС и ВМС Китая началось в 1970 году.
Самолет является цельнометаллическим монопланом со среднерасположенным стреловидным крылом. Как и у МиГ-19, угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 55, оно снабжено развитыми аэродинамическими гребнями, на задней его кромке установлены средства механизации — щелевые закрылки, элероны и интерцепторы. Наиболее важными конструктивными отличиями истребителя-бомбардировщика Q-5 от МиГ-19 являются удлиненная конусообразная носовая часть, в которой за радиопрозрачным обтекателем находится радиолокационная станция, и выдвинутые далеко вперед воздухозаборники двигателей (расположены по бортам фюзеляжа). Оборудованная катапультируемым креслом герметизированная кабина летчика находится в передней части фюзеляжа.
Самолет имеет трехстоечное шасси, основные стойки убираются в крыло, а носовая — в фюзеляж, против направления полета. Для сокращения пробега самолета при посадке в нижней части фюзеляжа смонтированы щитки аэродинамических тормозов, а под вертикальным оперением установлен контейнер с тормозным парашютом. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах.
Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей Вопен-бА с тягой на максимальном форсажном режиме 3750 кгс и 2600 кгс без форсажа, вес каждого двигателя составляет 750 кг, удельных расход топлива на форсажном режиме составляет 1,9 кг/кгс. час и 0,92 кг/кгс. час на бесфорсажном режиме. Находящийся во внутренних баках запас топлива составляет 2900 кг. Кроме того, под каждой консолью крыла может подвешиваться один дополнительный топливный бак емкостью 600 литров.
Основным компонентом бортового радиоэлектронного оборудования является РЛС, имеющая дальность обнаружения воздушных целей около 20 км, захвата и сопровождения — 13 км. Помимо радиолокационной станции на самолете установлены радиокомпас, радиовысотомер, аппаратура радиолокационной системы опознавания, связная радиостанция УКВ диапазона, станция предупреждения летчика об облучении РЛС противника и оборудование радиотехнической системы посадки.
С августа 1986 года совместно с итальянской фирмой Аэриталия проводилась работа по модернизации бортового радиоэлектронного оборудования самолета и установке на нем аппаратуры, аналогичной аппаратуре итальяно-бразильского истребителя АМХ. Самолет с модернизированным радиоэлектронным оборудованием А-5 М совершил свой первый полет в августе 1988 г., с 1991 года эта модификация производится серийно.
Вооружение штурмовика (истребителя-бомбардировщика) состоит из двух 23-мм авиапушек (боекомплект по 100 патронов), установленных в корневых частях консолей крыла.
Кроме того, на шести подкрыльевых и четырех подфюзеляжных узлах подвески могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух», пусковые установки неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом. На самолете сразу же за воздухозаборниками двигателей имеется также внутрифюзеляжный отсек, рассчитанный на размещение дополнительной бомбовой нагрузки. На некоторых истребителях-бомбардировщиках Q-5 этот отсек оборудован для размещения авиабомбы с ядерной боевой частью.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6 |
Размах крыла, м: | 9.68 |
Длина самолета, м: | 15.65 |
Высота самолета, м: | 4.333 |
Площадь крыла, м2: | 27.95 |
Масса, кг: | пустого самолета — 6375 нормальная взлетная — 9468 максимальная взлетная — 11830 |
Топливо, кг: | внутренние топливо — 2827 ПТБ — 1178 (2×760(400) л) |
Тяга, кН: | нефорсированная — 1×25.50 форсированная — 1×31.90 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте 11000 м — 1190 у земли — 1210 |
Практическая дальность, км: | 2000 |
Боевой радиус действия, км: | 400 |
Практический потолок, м: | 15850 |
Экипаж, чел: | 1 |