L-159 ALCA (Advanced Light Combat Aircraft) — легкий штурмовик разработанный чешской фирмой Aero Vodochody. Он является дальнейшим развитием семейства самолетов L-39 Albatros (L-39, L-59, L-139). Спецификации самолета были предоставлены чешскому правительству 10 октября 1992. 11 апреля 1995 года правительство Чехии начало 25% финансированию контракта на строительство 72 самолетов для ВВС Чехии. Первый полет самолета пилотируемого шеф-пилотом фирмы Мирославом Шутзером состоялся 2 августа 1997 года.
В 1998 году самолет проходил испытания в Венесуэле и Южной Африке. В 1999 году самолет проходил испытания в Норвегии по программе Nordic Sea Test Range и участвовал в аэрошоу в Париже. На самолете установлено БРЭО фирмы Boeing, позволяющее ему выполнять различные миссии, такие как: в роли легкого штурмовика, легкого истребителя охраны аэродромов, патрулирование границ, наводчика истребителей, тактического разведчика, противокорабельного ударного самолета и самолета для тренировки применения оружия.
Самолет предназначен на экспорт в бывшие страны Варшавского договора, страны Балтии и Юго-Восточной Азии. Самолет принят на вооружение чешских ВВС в 1999 году. Планируется завершить поставки всех 72 заказанных самолетов в 2002 году. Так же планируется производство двухместного варианта L-159B.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТРДД ITEC (AlliedSignal) F124-GA-100 |
Размах крыла, м: | 9.54 |
Длина самолета, м: | 12.72 |
Высота самолета, м: | 4.87 |
Площадь крыла, м2: | 18.80 |
Масса, кг: | пустого самолета — 4320 нормальная взлетная — 7190 максимальная взлетная — 8000 |
Топливо, кг: | внутренние топливо — 1551 ПТБ — 1382 (4×350 или 2×525 л) |
Тяга, кгс: | 1×28.0 |
Максимальная скорость, км/ч: | у земли — 936 на высоте 5000 м — 912 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 786 |
Практическая дальность, км: | с двумя ПТБ — 2530 без ПТБ — 920 |
Боевой радиус действия, км: | 500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 2820 |
Практический потолок, м: | 13200 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 8 |
Экипаж, чел.: | 1 |