Самолет Harrier GR. Mk.1 является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley Aviation Limited (теперь это часть фирмы British Aerospace) самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 «Кестрел», опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.
Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5 0, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом. Позднее была выпущена модификация Harrier GR. Mk.1А с более мощным двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102. Дальнейшее развитие самолета пошло по пути создания многоцелевого ударного истребителя с ВВП, первой модификацией которого стал Harrier GR. Mk.3.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТРД Rolls-Royce Bristol Pegasus 101 |
Размах крыла, м: | 7.70 |
Длина, м: | 13.87 |
Высота, м: | 3.43 |
Площадь крыла, м2: | 18.68 |
Масса, кг: | пустого самолета — 5533 максимальная взлетная — 11340 |
Топливо, л: | внутреннее — 2865 ПТБ — 2×1500 (455) |
Тяга нефорсированная, кН: | 1×84.43 |
Максимальная скорость, км/ч: | М=1.3 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: | 1185 |
Практическая дальность, км: | 3700 |
Боевой радиус действия, км: | 1200 |
Практический потолок, м: | 15000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 7 |
Экипаж: | 1 |