Боевые действия в Корее (1950–53) показали большую эффективность легких ударных самолетов. Их основной задачей было разрушение инфраструктуры противника, уничтожение конвоев и малозащищенных объектов. Их положительными качествами были малая стоимость, возможность производства в больших количествах и способность действовать с малоподготовленных аэродромов. В 1953 году Командование НАТО в Европе объявила конкурс на легкий ударный самолет. В конкурсе участвовали английские, французские и итальянские фирмы. В 1955 году конкурс выиграл самолет G91 разработанный Giuseppe Gabrielli на фирме Alenia. Однако, не смотря на отличные данные показанные на испытаниях самолет заказали только ВВС Италии и ФРГ, которая позже передала часть в ВВС Португалии.
Похожий на уменьшенный американский истребитель F-86 Сейбр, Фиат G91 впервые поднялся в воздух 9 августа 1956 г. Во время испытаний, проводившихся во Франции в 1957 г., он выполнил все требования официального технического задания, особенно относительно боевого применения с внешней подвеской с полуподготовленных грунтовых взлетно-посадочных полос. Первоначально серийным вариантом самолета Фиат G91 был штурмовик.
Поставки начались в начале 1958 г. Годом позже G91 стал боевой машиной Итальянских военно-воздушных сил, а после широких испытаний был принят на вооружение и новыми Германскими федеральными ВВС. 11 марта 1959 г. было подписано производственно-лицензионное соглашение между компанией Фиат и Самолетным объединением Юг (Мессершмитт-Дорнье-Хейнкель).
Фиат G91 прост по конструкции, легок в управлении и в целом положительно утвердил себя в эксплуатации. Базовый самолет последовательно делали более универсальным посредством внедрения различных вариантов подкрыльных подвесок и разработки новой тактики боевого применения.
Важность высокоскоростной воздушной разведки уже в 1957 г. привела к разработке на базе G91 варианта специализированного фоторазведчика. Первоначальный вариант G91R/1 поднялся в воздух в 1959 г. и являлся по существу стандартным штурмовиком G91, оснащенным тремя камерами с 70-мм фокусным расстоянием в укороченном носовом отсеке для переднего и вертикального наклонного фотографирования. Эта модификация пробудила к себе интерес в Соединенных Штатах, и в течение 1961–62 гг. 10 самолетов G91R/1 были испытаны ВВС США. Вариант G91R/1A отличался улучшенными навигационными системами (которые затем были установлены и на варианте G91R/3), усиленным подкрыльным вооружением. Вариант с усиленной конструкцией, тормозами колес увеличенной энергоемкости, бескамерными пневматиками был обозначен как G91R/1B и принят на вооружение итальянскими ВВС. За ним последовал G91R/3, подобный варианту G91R/1B, но с доплеровским радаром и указателем навигационной системы. Первое подразделение Германских федеральных ВВС, оснащенное самолетами G91R/3, было сформировано 5 мая 1962 г. Из общего количества в 344 самолета 74 машины были построены на заводах Фиата. Вариант G91R/4 имел основой G91R/3, но с вооружением от варианта R/1.
Самолет G91T, двухместный вариант штурмовика G91, был разработан в 1958 г. для обучения полетам на трансзвуковых скоростях. Причем проект минимально отличался от базового G91 с тем, чтобы G91T подходил одновременно для выполнения тренировочных и боевых задач. Конструкция аналогична конструкции G91. Первый самолет G91T поднялся в воздух 31 мая 1960 г. Он был оснащен турбореактивным двигателем Бристоль Орфей (Bristol Orpheus) BОr.803–2. Всего для итальянских Военно-воздушных сил под обозначением G91T/1 было построено 76 машин. Самолет Фиат G91T/3 отличался только изменениями в оборудовании. Еще 66 машин было выпущено для Германских федеральных ВВС. G91T/4 был вариантом G91T/1, но с электроникой от самолета Локхид F-104G Старфайтер (Lockheed F-104G Starfighter); он остался в проекте.
G91Y является двухдвигательным развитием самолета G91. Проектирование началось в 1965 г. в ответ на специфические требования итальянских ВВС к легким штурмовикам и самолетам-разведчикам. Важным изменением по сравнению с G91 была установка двух турбореактивных двигателей Дженерал Электрик (General Electric) J85-GE-13A взамен одного Бристоль Сиддли Орфей (Bristol Siddeley Orpheus) 803, что дало значительное увеличение тяги (свыше 60%) при минимальном увеличении веса силовой установки. Возросшая тяговооруженность позволила значительно увеличить боевую нагрузку и запас топлива. В целом конструкция самолета была значительно изменена за счет внедрения последних достижений в аэродинамике и авиаоборудовании, включая интегрированную систему навигации и управления огнем. Были построены два опытных образца; первый полет состоялся 27 декабря 1966 г.
Летные испытания в целом прошли успешно, и самолет был принят итальянскими ВВС. Предпроизводственная партия включала 20 самолетов, первый из которых поднялся в воздух в июле 1968 г. В то время планировались несколько вариантов базового G91Y, таких как G91Y/T (тренировочный) и G91Y/S, под швейцарские требования для штурмовых самолетов, но ни один из них не был построен. Первый заказ последовал от итальянских ВВС на 35 самолетов G91Y. Серийный G91Y отличался от опытного образца слегка приподнятой хвостовой частью фюзеляжа. Бронированная герметичная кабина с кондиционированием воздуха была оснащена катапультируемым нуль-нуль-креслом.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТРД Fiat (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Orpheus BOr.3 Mk.803 |
Размах крыла, м: | 8.60 |
Длина самолета, м: | 10.30 |
Высота самолета, м: | 4.00 |
Площадь крыла, м2: | 16.42 |
Масса, кг: | пустого самолета — 3100 нормальная взлетная — 5390 максимальная взлетная — 5500 |
Тяга нефорсированная, кН: | 1×22.24 |
Максимальная скорость, км/ч: | 1086 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 650 |
Практическая дальность, км: | 1854 |
Боевой радиус действия, км: | 320 |
Практический потолок, м: | 12190 |
Экипаж, чел: | 1 |