Первые годы войны во Вьетнаме показали, что в палубной авиации нет самолета, способного эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Штурмовик А-4 «Скайхок», более десятка лет состоявший на вооружении, отличался маленьким радиусом действия и низкой боевой нагрузкой; потери машин этого типа оказались слишком большими. В 1963 году был объявлен конкурс на создание (в кратчайшие сроки) нового палубного штурмовика по программе VAL: легкий ударный самолет. Принятие его на вооружение планировалось в 1967 году. Итоги конкурса объявлены в 1964 году; победителем стала фирма LTV. Ее проект признали наиболее подходящим, в том числе по срокам проектирования и постройки опытных образцов. Сокращение времени было достигнуто за счет использования в качестве прототипа истребителя. Пришлось, правда, основательно поработать, превращая эту довольно большую машину в компактный штурмовик. Длину самолета уменьшили за счет отказа от форсажной камеры двигателя, высоту — срезав законцовку киля. Взлетный вес самолета снизился после отказа от механизма изменения угла установки крыла, четырех пушек (оставили только две) и выдвижной пусковой установки НУР. Новое усиленное и короткое крыло позволило разместить на нем шесть пилонов для подвески вооружения (на F-8 было только два). По бокам фюзеляжа оставили два узла подвески, сохранив возможность нести на них УР класса «воздух-воздух».
Для штурмовика выбрали новейший по тем временам двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30, точнее, его бесфорсажную модификацию TF30-P-6. Использование силовой установки такого типа гарантировало минимальный расход топлива. Летчика прикрыли броней из алюминиевого сплава снизу и стальным листом спереди.
Контракт на постройку семи опытных экземпляров штурмовика был подписан в марте 1964 года; новому самолету присвоили обозначение А-7А «Корсар-2». Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через несколько дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. Параллельно с летными испытаниями началось серийное производство. Уже через год сформировали первые две эскадрильи-VA-147 и VA-122. После обучения летного и технического состава VA-147 перебазировалась на авианосец «Рейнжер», и 4 декабря 1967 года самолеты этого подразделения совершили первые боевые вылеты во Вьетнаме.
Опыт боевого применения показал высокую эффективность нового самолета, но одновременно выявил и некоторые недостатки. Летчики А-7 старались производить бомбометание или с горизонтального полета, или с пологого пикирования, избегая летать на высотах ниже 1500 м, где можно было пострадать от огня малокалиберных зенитных средств. Чаще всего отмечались повреждения силовой установки и топливной системы. Проявила себя и скрытая особенность двигателя: с ростом скорости самолета его тяга сильно уменьшалась. Так, на скорости 860 км/ч она равна всего 3200 кг, что почти на 2000 кг меньше статического показателя. Низкая тяговооруженность самолета отрицательно сказывалась на расходе топлива и скороподъемности — на уровне моря она составляла всего 29 м/с. При взлете с палубы вес штурмовика ограничивали величиной 14700 кг. Скорость его считалась тоже недостаточной, тем более что при выполнении противозенитного маневра она падала с 920 до 550 км/ч. И тогда пришлось вспомнить о форсажной камере. Она могла повысить тяговооруженность и позволить достигать звуковой скорости. Начиная с 199-го самолета на нем устанавливался двигатель TF30-P-8 с укороченной форсажной камерой, которая увеличивала тягу на 30%. Новому варианту штурмовика присвоили обозначение А-7В. Благодаря улучшенному оборудованию он мог использовать управляемые бомбы «Уоллай» и ракеты «Мейверик». Скороподъемность возросла до 38 м/с, потолок увеличился на 1000 м. Правда, дальность полета снизилась на 100 км.
Почти с первых дней существования самолета «Корсар-2» им заинтересовались ВВС. Появление такой машины позволило бы частично разгрузить экипажи самолетов F-4, используя «Фантомы» для более ответственных заданий, и заменить никуда не годящиеся истребители-бомбардировщики «сотой серии» (F-100, F-105). Испытания опытного образца А-7 (второй экземпляр) в интересах ВВС начались с 1966 года. На одном из полигонов провели сравнительную оценку «Корсара» и «Фантома» при выполнении ими ударных операций. Штурмовик превзошел истребитель-бомбардировщик по большинству показателей, но недостатки А-7А потребовали его дальнейшей модернизации. В конце 1968 года ВВС приняли его на вооружение (с улучшенным бронированием и новым двигателем «Спей-25» фирмы «Роллс-Ройс» — американское обозначение TF41). Новая модификация для ВВС получила обозначение A-7D, а для ВМС А-7Е. Силовая установка этих самолетов была прикрыта керамической броней.
Первый полет А-7Е состоялся 25 ноября 1968 года. Летом 1969 года первые серийные машины были включены в состав эскадрильи VA-1 22. С 1978 года на самолет стали устанавливать систему FLIR на правом внутреннем пилоне. «Корсар» мог использоваться и как заправщик, передавая топливо из подвесных баков. Имелась и учебно-тренировочная модификация ТА-7С (60 самолетов). Серийное производство А-7Е продолжалось до 1981 года. Самолеты типа A-7D состояли на вооружении ВВС до появления более мощного штурмовика À-10, а затем были переданы в ВВС национальной гвардии.
В 1987 году фирма LTV предложила усовершенствованный образец самолета под обозначение А-7+ (Плюс). Турбореактивный двигатель от истребителя F-15 сообщал штурмовику сверхзвуковую скорость. В удлиненном на 1,36 м фюзеляже расположили современное оборудование. Летные испытания начались в 1989 году; новое обозначение самолета — YA-7 °F. Машина могла летать ночью с огибанием рельефа местности на высоте 60 м. Фирма предложила флоту модернизировать все палубные штурмовики в вариант A-7 °F, однако в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18A получила отказ. С 1990 года по программе самолета YA-7 °F работы не ведутся.
А-7Е «Корсар-2» сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего выпущено 1545 самолетов типа А-7.
Надо отметить, что командование ВМС никак не могло забыть старый добрый. Даже легкие реактивные оказались неспособны соперничать с А-1, который мог два часа «висеть» в зоне ожидания с бомбами и ракетами весом 2000 кг или «вывозить» с поля боя полдесятка раненых морских пехотинцев. Заранее предполагая, что и новый «Корсар» не сможет делать такие «чудеса», одновременно с программой VAL флот начал работы по специальному самолету, максимально близкому по своим боевым возможностям к штурмовику А-1. Условное название этого самолета COIN — Counter Insurgensu aircraft, или самолет для борьбы с повстанцами. Разработкой такой машины с 1963 года занимались 22 американские фирмы. В 1964 году под давлением других видов вооруженных сил ВМС выбрали победителя. Им оказалась фирма «Норт Америкэн» с самолетом NA-300. Первый полет он совершил в 1964 году. По своим возможностям NA-300 способен взлетать с авианосцев или прифронтовых грунтовых аэродромов, вести непосредственную поддержку войск, разведку, целеуказание, эскортировать вертолеты и перевозить грузы. Серийное производство «противопартизансного» самолета началось в 1967 году под обозначением «OV-10». Машина, выполненная по двухбалочной схеме, имела два турбовинтовых двигателя и развивала скорость 452 км/ч, вооружалась четырьмя 12,7-мм пулеметами и различным вооружением на 7 узлах подвески (общий вес нагрузки 1630 кг). OV-10 приняли на вооружение ВМС и ВВС США, позже неоднократно модернизировали. Всего выпустили 353 самолета семи модификаций. Палубным «Бронко» так и не стал. Поставлялся в ВВС Таиланда, Индонезии, Венесуэлы и ФРГ. Во Вьетнаме самолеты «Бронко» морской авиации занимались блокированием судоходства в дельте реки Меконг; на их боевом счету множество потопленных джонок.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТРД Pratt Whitney TF30-P-8 |
Размах крыла, м: | 11.81 |
Длина самолета, м: | 14.05 |
Высота самолета, м: | 4.87 |
Площадь крыла, м2: | 34.83 |
Масса, кг: | пустого самолета — 8165 максимальная взлетная — 19050 |
Тяга нефорсированная, кН: | 1×54.80 |
Максимальная скорость, км/ч: | 920 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 831 |
Практическая дальность, км: | 4540 |
Боевой радиус действия, км: | 860 |
Практический потолок, м: | 11900 |
Экипаж, чел.: | 1 |