В 1955 г. BMC США объявили конкурс на разработку боевого самолета, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа «Форрестол» и «Энтерпрайз» и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий. В этом конкурсе победу одержала фирма «Норт Америкен», которая 29.06.1956 г. получила заказ на строительство опытных образцов с обозначением YA3J-1(XA3J-1) и подготовку к запуску самолета в серийное производство. Облет первого опытного образца самолета, названного Vigilante, был осуществлен 31.08.1958 г. После летных испытаний командование BMC США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на строительство 55 самолетов A3J-1.
Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолеты поступили в воинские подразделения 16.06.1961 г. В декабре 1960 г., после полета на установление рекорда высоты с грузом 1000 кг, новый самолет был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование BMC США срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В 1960—1961 гг. несколько рекордов скорости установил новый самолет «Фантом» II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго самолета, который продемонстрировал большую универсальность и более высокую скорость на малых высотах. В результате этого было выпущено лишь небольшое число серийных самолетов «Виджилент» всего трех модификаций. В связи с унификацией системы обозначений самолетов США в 1962 г. самолет A3J был переименован на А-5.
Изменившиеся взгляды военных и отказ от палубных стратегических самолетов привели к тому, что модификацию А-5 стали приспосабливать к выполнению задачи дальнего проникновения. Все самолеты модификации А-5А и А-5В до января 1968 г. были переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5 °C. Стоимость самолета первой серии А-5А составляла 9 млн. долл. и была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г. стоимость самолета была снижена до б млн. долл. В общей сложности в 1960—1971 гг. было выпущено 156 самолетов.
Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным вертикальным оперением. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля-отклоняться вбок В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0–0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло) длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдении по сторонам.
Самолет имеет две независимые системы подачи топлива одна предназначается для питания двигателей, а другая-форсажных камер У самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению строительной высоты фюзеляжа за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. На самолете А-5С (при использовании его для выполнения чисто разведывательных заданий) в бомбовом отсеке можно дополнительно разместить 2–3 топливных бака, а также подвесить на подкрыльных пилонах (вместо вооружения) 4 бака емкостью по 1415 л. Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.
В модификациях, А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя. В модификации RA-5 °C вместо бомбоотсека в нижней части фюзеляжа устроен специальный контейнер с фотографическим оборудованием В этом контейнере находятся фотоаппараты, РЛС бокового обзора (SLAR) и блоки электронного противодействия. В передней части контейнера находятся камеры с нормальным углом зрения, направленным вперед-вниз За ними (в зависимости от задания) может быть размещена панорамная камера для съемки с малых высот или камера, позволяющая выполнять четкие снимки с высоты более 20000 м. Фотокамеры обоих типов имеют два объектива с полем зрения 180 0 и вращающуюся двойную призму. Перемещение фотопленки осуществляется синхронно со скоростью вращения призм, соответствующей скорости самолета. Камеры помещаются на гиростабилизированной платформе, что обеспечивает высокое качество съемки.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТРД General Electric J79-GE-8 |
Размах крыла, м: | 16.15 |
Длина самолета, м: | 23.11 |
Высота самолета, м: | 5.92 |
Площадь крыла, м2: | 65.10 |
Масса, кг: | пустого самолета — 18552 нормальная взлетная — 30300 максимальная взлетная — 36285 |
Топливо, л: | внутренние топливо — 13625 внешнее — 6056 (в 4 ПТБ) |
Тяга, кН: | нефорсированная — 2×48.49 форсированная — 2×75.61 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте 12000 м — 2230 (М=2.10) у земли — 1107 |
Крейсерская скорость на высоте, км/ч: | 1018 (М=0.90) |
Практическая дальность, км: | 3700 |
Боевой радиус действия, км: | 1600–2414 |
Практический потолок, м: | 19505 |
Экипаж, чел.: | 2 |