В 1977 году специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолета для дозаправки в воздухе самолетов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолета. Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолетов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender. Опытный образец самолета совершил первый полет 12 июля 1980 г.
Конструктивно КС-10 в значительной степени аналогичен своему гражданскому аналогу ДС-10. Это широкофюзеляжный моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности по ¼ хорд равен 35°). Шасси трехстоечное. Носовая стойка имеет 2 колеса, основные стойки — четырехколесные тележки. Силовая установка состоит из трех турбореактивных двигателей CF6-50C2 с максимальной тягой 23815 кгс. Два двигателя расположены на пилонах под крыльями, а третий — над задней частью фюзеляжа Кабина летчиков находится в носовой части фюзеляжа.
Особенностью этого самолета-заправщика является то, что кроме топлива, он способен перевозить значительное количество грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м². Здесь могут быть размещены около 77 т груза (27 стандартных поддонов 463L) и до 80 человек личного состава. Для погрузки и выгрузки используется находящийся в носовой части фюзеляжа по левому борту люк размером 3,55×2,59 м.
Под грузовой кабиной находятся семь мягких топливных баков общей емкостью 53,3 т. С учетом крыльевых топливных баков самолет может принять на борт 161,5 т топлива. Для передачи топлива в воздухе самолет имеет телескопическую штангу длиной 17 метров, топливозаправочный агрегат с гибким шлангом в хвостовой части фюзеляжа справа от заправочной штанги и два контейнерных топливозаправочных агрегата с гибкими шлангами. Таким образом одновременно могут заправляться 2–3 самолета. Преимущества такой концепции заправщик — транспортный самолет особенно наглядно проявляются при использовании КС-10 для перебазирования авиационных подразделений: заправщик не только обеспечивает самолеты топливом, но и одновременно перебрасывает на новое место базирования необходимое аэродромное оборудование и обслуживающий персонал.
Часть гражданских самолетов DC-10 были так же переоборудованы в топливозаправщики и под обозначением KDC-10 поставлялись в ВВС Нидерландов.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 3 ТРДД General Electric CF6-50C2 |
Размах крыла, м: | 47.34 |
Длина самолета, м: | 55.35 |
Высота самолета, м: | 17.70 |
Площадь крыла, м2: | 358.69 |
Масса, кг: | пустого самолета — 108891 максимальная взлетная — 267620 |
Внутреннее топливо, кг: | 161508 |
Тяга, кН: | 3×233.53 |
Максимальная скорость, км/ч: | 982 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 908 |
Практическая дальность, км: | 18503 |
Дальность действия, км: | 7042 |
Практический потолок, м: | 10180 |
Экипаж, чел: | 3 + 3 оператора |