В начале 1962 г. перед конструкторским бюро Антонова была поставлена задача по разработке самолета для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов на дальние расстояния с возможностью эксплуатации с неподготовленных аэродромов. В результате предпринятых усилий 27 февраля 1965 г. в воздух впервые поднялся Антонов Ан-22 Антей «Cock». Этот самолет предполагалось использовать на гражданских авиалиниях и в пассажирском двухэтажном варианте вместимостью до 724 человек. Однако позже конструкторское бюро Антонова от последней идеи отказалось.
По своей конструкции Ан-22 представляет собой широкофюзеляжный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, оборудованного двухщелевыми закрылками большого размаха. Фюзеляж имел скошенную вверх хвостовую часть с большим грузовым люком для прямой загрузки транспорта и подъемник шасси, которое могло быть выпущено в точке, соседней с шарнирами погрузочно-разгрузочного устройства для того, чтобы обеспечивать устойчивость во время проведения подобной операции. Двухкилевое разнесенное вертикальное оперение крепится к горизонтальному оперению примерно по середине своего размаха, так что рули направления состоят из двух половинок, расположенных выше и ниже стабилизатора. Управляемая носовая стойка трехопорного убирающегося шасси повышенной проходимости имеет двойные колеса. Основные опоры шасси включают по три самостоятельные стойки с рычажной подвеской двух колес. Таким образом на земле, Ан-22 поддерживается не менее, чем 14 колесами. Давление в пневматиках колес основных стоек регулируется на земле и в воздухе, что позволяет осуществлять посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Возможны взлет и посадка на поле с мокрой травой.
Силовая установка серийного Ан-22 включает четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12 МА (NK-12MA), приводящих в движение четырехлопастные соосные воздушные винты. Экипаж самолета обычно состоит из 5–6 человек. Как и у многих других советских транспортных самолетов, в передней части грузовой палубы Ан-22 расположен небольшой пассажирский салон вместимостью до 29 пассажиров.
Взлетная масса самолета 225 т, максимальная грузоподъемность — 60 т, нормальная — 40 т, дальность полета с нормальной нагрузкой — 5250 км, крейсерская скорость полета — 560 км/ч. Обладая грузовой кабиной больших размеров, «Антей» способен перевозить до 290 солдат, средние танки, до четырех БМД или БМП, практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации. С появлением Ан-22 практически была решена проблема авиатранспортабельности вооружения и военной техники видов Вооруженных Сил.
Ан-22 может применяться и для десантирования парашютным способом до 150 парашютистов или до четырех единиц боевой техники на платформах, для чего он оборудован рольганговыми дорожками.
Одно из достоинств самолета — его высокая экономичность: по этому показателю он уступает только Ан-124, но значительно превосходит Ил-76 и Ан-12.
На самолете установлен 41 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (100.4 т, 1967 г.) и дальности полета с грузом 50 т (5000 км, 1975 г.). Количество этих самолетов, оставшихся в эксплуатации в Аэрофлоте и Военно-Воздушных Силах России к началу 90-х годов оценивалось в 20–30 и 55 машин соответственно.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12 МА |
Размах крыла, м: | 64.40 |
Длина самолета, м: | 57.92 |
Высота самолета, м: | 12.53 |
Площадь крыла, м2: | 345.0 |
Масса, кг: | пустого самолета — 114000 нормальная взлетная — 225000 максимальная взлетная — 250000 |
Внутреннее топливо, кг: | 43000 |
Мощность, э.л.с.: | 4×15000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 760 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 560 |
Практическая дальность, км: | 10950 |
Дальность действия, км: | 5250 |
Практический потолок, м: | 7500 |
Экипаж, чел.: | 5–6 |