В отличие от большинства тактических разведывательных самолетов, созданных на базе уже существующих истребителей или истребителей-бомбардировщиков, создание разведывательного самолета Tornado предусматривалось с самого начала разработки многоцелевого боевого самолета MRCA, проводившейся во второй половине 60-х годов консорциумом Panavia в составе английской фирмы ВАе, немецкой MBB и Aeritalia. (В начале 70-х годов самолету MRCA присвоено официальное название Tornado). Поэтому неудивительно, что по истечении сравнительно короткого срока после первого полета опытного образца боевого самолета Tornado 14 августа 1974 года появилась модификация для ВВС Германии разведчик-бомбардировщик /самолет радиоэлектронной борьбы Tornado ECR (принят на вооружение в 1989 г.).
Высокие тактико-технические характеристики этого самолета обусловлены прежде всего современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, установленным как на боевых, так и на разведывательных самолетах. В состав бортового оборудования входят многорежимная РЛС, цифровая инерциальная навигационная система, центральная цифровая ЭВМ, вычислитель аэродинамических параметров, радиолокационный высотомер, лазерный дальномер, аппаратура систем радиолокационного опознавания ближней навигации ТАКАН, РЛС следования рельефу местности в автоматическом режиме (обеспечивается минимальная высота полета над слабопересеченной местностью 60 м).
В немецком варианте разведывательного самолета, предназначенном для выполнения операций на море и противорадиолокационных функций, базовое бортовое радиоэлектронное оборудование модифицировалось. В частности, установлены центральная ЭВМ с увеличенным объемом памяти, шина передачи цифровых данных и автопилот с дополнительными режимами работы. Расположенное в носовой части фюзеляжа и в подвесном контейнере разведывательное оборудование примерно соответствует английскому варианту, однако в дополнение к нему на самолете устанавливается и контейнерная аппаратура радиоэлектронной борьбы, что существенно расширяет боевые возможности самолета. Так, для уничтожения радиолокационных станций противника, обнаруженных бортовой аппаратурой радиоэлектронной борьбы, самолет вооружается двумя управляемыми противорадиолокационными ракетами AGM-88A HARM, устанавливаемыми под фюзеляжем.
Особенностью вариантов самолетов-разведчиков является то, что они, как и базовая модель, способны нести разнообразные виды оружия, поскольку все узлы внешней подвески сделаны с таким расчетом, что их можно использовать не только для установки контейнеров с разведывательной аппаратурой и систем радиоэлектронной борьбы, но и для подвески авиабомб, управляемых и неуправляемых ракет и другого оружия. В результате этого их можно применять не только для ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, но и в качестве ударного самолета.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R |
Размах крыла, м: | 13.91 |
Длина самолета, м: | 16.75 |
Высота самолета, м: | 5.95 |
Площадь крыла, м2: | 31.00 |
Масса, кг: | пустого самолета — 14500 максимальная взлетная — 27300 |
Тяга, кгс: | без форсажа — 1×4100 форсированная — 1×7250 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте — 2300 у земли — 1480 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 980 |
Перегоночная дальность, км: | 3890 |
Дальность действия, км: | 1210 |
Практический потолок, м: | 15000 |
Экипаж, чел.: | 2 |