Полагаясь на успех и опыт использования самолета ЕВ-66 во время Вьетнамской войны ВВС США решили создать новый самолет на его основе. В результате появился самолет EF-111 Raven, чьей единственной задачей было создание помех для РЛС противника. Планер EF-111 был спроектирован с учетом полетов на низкой высоте и эскортирования бомбардировщиков F-111 и FВ-111. Обладая одинаковыми планерами и двигателями, оба самолета могли управляться одним и тем же экипажем. Компания Грумман со своим опытом работы по созданию Е-1, Е-2 и ЕА-6 для Военно-Морского Флота США была выбрана для модификации более чем сорока старых бомбардировщиков F-111.
Испытательные полеты начались в 1977 г., и самолеты Райвен были поставлены в Королевские ВВС Великобритании. Двумя годами позже в апреле 1986 г. для совершения налета на Ливию были посланы бомбардировщики F-111 в сопровождении двух EF-111. Хотя основным предназначением эскадрильи F-111/EF-111 было «бряцание» оружием перед странами Восточной Европы, они хорошо себя зарекомендовали в операции против Ливии и могли с успехом использоваться во всех уголках мира. И операция «Буря в пустыне» доказала это. 18 EF-111А совершили более 900 вылетов на Ирак и Кувейт. Боевые эскадрильи базировалась на аэродромах в Саудовской Аравии и Турции. Один самолет EF-111 был потерян в результате катастрофы 14 февраля 1991 г. Погибли оба пилота. Несмотря на то, что самолеты «Рэйвен» не несли обычного вооружения, они успешно охраняли воздушное пространство, создавая помехи Иракским РЛС и ослабляя систему ПВО противника.
Установленная на самолете аппаратура радиоэлектронной борьбы состоит из следующих основных компонентов:
— состоящая из пяти приемников и десяти передатчиков и весящая около 2 тонн система AN/ALQ-99E, обеспечивающая быстрое обнаружение противника, определение местонахождения источников его излучения, а также автоматизированную постановку высокоэффективных помех;
— станция AN/ALQ-137, использующаяся на EF-111A в качестве индивидуального средства защиты и создающая следующие виды импульсных и маскирующих помех в переднюю и заднюю полусферы: уводящие по дальности и скорости, скользящие по частоте сканирования, шумовые каналы автоматического сопровождения по дальности, многократные ответные с изменением задержки импульсов по случайному закону;
— автомат постановки пассивных помех.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРД Pratt Whitney TF30-P-3 |
Размах крыла, м: | 19.20 |
Длина самолета, м: | 23.16 |
Высота самолета, м: | 6.10 |
Площадь крыла, м2: | 61.07 |
Масса, кг: | пустого самолета — 25072 нормальная взлетная — 31752 максимальная взлетная — 40347 |
Внутренние топливо, л: | 19022 |
Тяга, кгс: | 2×8381 |
Максимальная скорость, км/ч: | 2272 (М=2.14) |
Крейсерская скорость, км/ч: | 940 |
Практическая дальность, км: | 3400 |
Дальность действия, км: | 1495 |
Продолжительность полета, ч.мин: | 4.0 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 1006 |
Практический потолок, м: | 13715 |
Экипаж, чел.: | 2 |