Один из наиболее «экзотических» современных самолетов выполнен по двухбалочной схеме и имеет крыло большого удлинения. В полете эта изящная машина напоминает планер-паритель, однако обладает почти «истребительной» маневренностью и скороподъемностью. Аэродинамическая компоновка и двигатели специальной модификации обеспечивают М-55 способность осуществлять длительный полет на высотах более 20 км.
Прототип — самолет М-17 «Чайка», оснащенный одним двигателем РД-36-51В (1×12000 кгс), — совершил первый полет 25 мая 1982 г. Первоначально создавался для перехвата высотных разведывательных аэростатов — постоянной головной боли нашей ПВО. Однако в дальнейшем целевое назначение самолета пересмотрели.
В августе 1988 г. в воздух поднялся самолет М-17РМ, известный также как М-55 «Геофизика». В отличие от своего предшественника он имел новую силовую установку, состоявшую из двух ТРДД Д-30-В12 (2×9500 кгс). Самолет, несущий различное сменное целевое оборудование, способен совершать полет продолжительностью более четырех часов на высоте 20 км или около пяти часов на высоте 17 км. Самолет может использоваться для наблюдения за стратосферой, экологического мониторинга, фото- и радиолокационного картографирования, «штопанья» озонных дыр и выполнения других задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки.
Помимо базового одноместного варианта разработана двухместная учебно-тренировочная модификация М-55У. Ведутся работы по созданию двухместного самолета высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлиненный фюзеляж.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРДД Д-30-10В |
Размах крыла, м: | 37.46 |
Длина самолета, м: | 22.67 |
Высота самолета, м: | 4.83 |
Площадь крыла, м2: | 131.60 |
Масса, кг: | пустого самолета — 14000 нормальная взлетная — 23400 топлива — 7900 |
Тяга, кгс: | 2×9000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 743 |
Перегоночная дальность, км: | 5000 |
Практическая дальность, км: | 1315 |
Время барражирования, мин: | 48 |
Практический потолок, м: | 21550 |
Экипаж, чел.: | 1 |