Когда закончилась вторая мировая война, работы над противолодочной авиацией и средствами для обнаружения подводных лодок (ПЛ) не прекратились, а продолжались во все возрастающих масштабах. Следует отметить, что если средства поиска и поражения нужно было создавать практически заново, то летательный аппарат для них можно было выбрать из уже существующих. Когда потребовалось заменить устаревшие самолёты военного времени, то для сокращения затрат в ведущих странах в качестве прототипа решили использовать пассажирские (Бристоль «Британия» 310, Локхид «Электра», Де Хавиланд «Комета-4с». На базе их были разработаны патрульные и противолодочные самолёты «Аргус» (1958 г.), Локхид Р-3А «Орион» (1962 г.), HS-810 «Нимрод» (1969 г.). Не обошлось и без исключений, например, Бреге 1150 «Атлантик» был самолётом специальной постройки.
Самолёты имели различные тактико-технические данные, степень и уровень автоматизации решения задач, различным был состав экипажа, но общее, что их объединяло, — способность решать широкий круг разнообразных задач, включая и противолодочные. На некоторых впоследствии установлены ракеты класса «воздух-поверхность».
Ведущее место в разработке базовых патрульных самолётов занимали авиационные фирмы США. Они их строили, испытывали и после доработок поставляли ВМС, а также другим странам.
Так в апреле 1958 года. фирма Локхид предложила создать патрульный самолёт на базе серийного пассажирского самолёта «Электра» (кстати, не очень хорошо себя зарекомендовавшего). Предложение фирмы Локхид признали лучшим из всех представленных на конкурс, и ВМС США заключили с ней контракт. Работы шли в хорошем темпе, в ноябре следующего года начались испытания опытного экземпляра, а в 1962 году первый самолёт Р-3А «Орион» поступил в авиацию ВМС США. В общей сложности с момента выдачи тактико-технических требований (1957 г.) и до поставки первого серийного самолёта (1962 г.) затрачено пять лет.
На самолёте Р-3А установлены четыре турбовинтовых двигателя «Аллисон» Т-56А-10, мощностью по 4500 л.с. каждый.
Можно считать, что разработчикам самолёта повезло, так как при диаметре фюзеляжа самолёта всего лишь три метра объём гермокабины оказался равным 195 куб.м, и это позволило не только создать комфортные условия для экипажа, но и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Выталкивание последних производится с помощью пиротехнических устройств.
Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: «Джули», использующую в качестве источника акустической энергии взрывные источники звука с последующим приёмом отражённых от цели сигналов; «Джезебел», использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, индикатор обнаружения выхлопных газов в атмосфере от работающих дизелей ПЛ «Снифер», а также две РЛС. Можно было подвесить 4, а по другим данным 8 противолодочных самонаводящихся торпед, глубинные бомбы и другие средства поражения.
Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасности полёта. Это обстоятельство являлось очень важным, и постепенно к подробному распределению обязанностей пришлось перейти и на наших противолодочных самолётах.
Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, скорость его полета в поиске составляла 300–320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса двух двигателей.
Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами «Нептун» состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТВД Allison T56-A-14 |
Размах крыла, м: | 30.37 |
Длина самолета, м: | 35.61 |
Высота самолета, м: | 10.27 |
Площадь крыла, м2: | 120.77 |
Масса, кг: | пустого самолета — 27892 нормальная взлетная — 61236 максимальная взлетная — 64411 |
Внутреннее топливо, кг: | 28350 |
Мощность, э.л.с.: | 4×4910 |
Максимальная скорость, км/ч: | 761 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 608 |
Скорость патрулирования, км/ ч: | 381 |
Практическая дальность, км: | 7672 |
Боевой радиус действия, км: | 3835 |
Практический потолок, м: | 8625 |
Экипаж, чел.: | 10 |