Базовый патрульный противолодочный самолет Nimrod МR.Мк.1, созданный английской фирмой Hawker Siddeley Aviation (теперь British Aerospace). Самолет является первым в мире турбореактивным морским патрульным самолетом. Он был создан на базе транспортного самолета Comet 4С и предназначен для замены морских патрульных и разведывательных самолетов Avro 696 Shackleton военно-воздушных сил Великобритании. Первый полет опытного самолета состоялся в мае 1967 года. Серийно выпускался с 1968 года. Самолет оснащен комплексной электронной системой навигации, поиска и атаки подводных лодок. После небольшого переоборудования на самолете размещалось 45 пассажиров.
Внешне версия ВАе Nimrod AEW.3 нарушила начальные очертания проекта фирмы Комета (Comet) из-за гигантских обтекателей двухчастотных радиолокационных антенн, установленных в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Это обеспечило отсутствие экранирования антенн другими частями планера и высокую эффективность их работы в отличие от самолетов Боинг (Boeing) E-3A и Grumman E-2 °C, у которых антенна РЛС располагалась в верхней части фюзеляжа. На конце каждой консоли крыла находился обтекаемый контейнер, в котором располагалось оборудование для обеспечения мер электронной поддержки. Бортовой цифровой компьютер обрабатывал поток информации от сканеров и согласовывал ее с наземным пунктом управления. Сканеры, взаимодействуя с системой распознавания «свой-чужой», являлись также частью радарной допплеровской импульсной установки, способной как вести наблюдение за кораблями и самолетами, так и противостоять электронным средствам подавления. Поэтому были определены функции самолета Нимрод как самолетной системы дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (АWАCS), как у Боинга E-3A.
Системы самолета Нимрод должны были распознавать, отслеживать и классифицировать самолеты, корабли и ракеты; управлять действиями истребителей-перехватчиков; направлять ответные удары авиации; выполнять функции бортовой станции управления воздушным движением; управлять поисково-спасательными операциями. Первый усовершенствованный самолет, представлявший собой переделанную версию Комета 4 °C (XW626), взлетел 28 июня 1977 г., имея на борту только передний обтекатель радиолокационной антенны, а первый аэродинамически аналогичный представитель Нимрод AEW.3 (XZ286) совершил пробный полет 16 июля 1980 г. У самолета в результате изменений конструкции, связанных с увеличением размаха киля на 0,91 м (3 фута), повысилась путевая устойчивость.
11 серийных самолетов Нимрод AEW.3 были заказаны Королевскими ВВС к началу 1982 г. Однако неполадки, связанные с функционированием систем, привели к сокращению программы выпуска самолетов. За каз был переадресован на самолет Боинг E-3D Сентри (Sentry). Первый из семи таких самолетов был поставлен в июле 1990 г.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 4 ТРДД BMW Rolls Royce BR710 |
Размах крыла, м: | 38.71 |
Длина самолета, м: | 39.35 |
Высота самолета, м: | 9.14 |
Площадь крыла, м2: | 235.80 |
Масса, кг: | пустого самолета — 46500 максимальная взлетная — 104855 |
Тяга, кН: | 4×6625 |
Максимальная скорость, М: | 0.77 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 860 |
Перегоночная дальность, км: | 11110 |
Продолжительность полета, ч: | 15 |
Практический потолок, м: | 12800 |
Экипаж, чел.: | 12 |