В морской авиации стран НАТО и Пакистана используется до 90 самолетов Atlantique I (Breguet Br.1150). Основным их назначением является ведение разведки над морем, поиск и уничтожение подводных лодок и надводных кораблей. Кроме того, самолеты этого типа используются при проведении поисково-спасательных операций и для ведения радиоэлектронной борьбы.
Самолет разработан французской фирмой Breguet в 1958 году на основании технических требований НАТО. Первый полет опытного образца состоялся 21 октября 1961 года, серийное производство было начато в конце 1965 года.
Атлантик имеет фюзеляж, в верхней части которого находятся герметизированные кабины экипажа и специального оборудования, а в негерметизированной нижней части — главный отсек вооружения с размерами 9×2,2×1,55 м и вспомогательные отсеки. Экипаж самолета состоит из 12 человек: два летчика, штурман, главный оператор, бортмеханик, радист, четыре оператора (РЛС, средств радиотехнической разведки и гидроакустической аппаратуры) и два наблюдателя.
Самолет снабжен среднерасположенным крылом большого размаха. На консолях крыла в мотогондолах установлены два турбовинтовых двигателя Тyne RTy Mk.21 английской фирмы Роллс-Ройс. Мощность каждого из них составляет 6150 л. с. Запас топлива в шести интегральных топливных баках составляет 21000 л. Кроме того, на концах консолей крыла могут быть подвешены два дополнительных топливных бака. Благодаря такому большому запасу топлива при скорости полета 560 км/час на высоте 7650 м радиус действия самолета равен 1100 км, время патрулирования на малой высоте 8 часов, а общая продолжительность полета 12,5 часа. При этом резерв топлива составляет 20 процентов общего количества. Максимальная продолжительность полета составляет 18 часов. Колесное шасси трехстоечное, каждая стойка снабжена двумя пневматиками. Передняя стойка убирается в фюзеляж, а основные стойки убираются в продолжения мотогондол.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета позволяет осуществлять поиск и уничтожение подводных целей в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. На нем установлены такие навигационные средства, как аппаратура систем ТАКАН и ЛОРАН, радиокомпас, навигационная ЭВМ, вычислитель аэродинамических параметров, доплеровская навигационная система. Автопилот выдерживает высоту полета с точностью до 1,5 м и курс до 1°.
Для поиска подводных лодок самолет оснащается радиогидроакустическими буями систем Джули (активная) и Джезибел (пассивная), магнитным обнаружителем с дальностью действия около 300 м и газоанализирующей аппаратурой, выявляющей выхлопные газы дизельных подводных лодок. В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B с дальностью действия 22 — 110 км или 75 — 370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс.). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6–8 об/мин.
Для поражения обнаруженных подводных и надводных целей в главном отсеке вооружения подвешивается в различных вариантах следующее вооружение: пять глубинных бомб калибром 160 кг, четыре торпеды LX4 или восемь торпед Мк44. Здесь же может быть подвешена ядерная глубинная бомба. Во вспомогательных отсеках вооружения размещаются осветительные бомбы, морские маркеры и радиогидроакустические буи. Для размещения вооружения на крыле самолета имеется четыре пилона. Здесь могут быть подвешены управляемые ракеты AS.12 класса «воздух — поверхность» или контейнеры с фотоаппаратурой. Общая масса боевой нагрузки составляет 3,5 т (по другим данным — 5,5 т).
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 Hispano-Suiza (Rolls-Royce) Tyne RTy.20 Mk.21 |
Размах крыла, м: | 36,3 |
Длина самолета, м: | 31,75 |
Высота самолета, м: | 11,33 |
Площадь крыла, м2: | 120,34 |
Масса, кг: | пустого самолета — 25000 нормальная взлетная — 43500 максимальная взлетная — 44500 |
Мощность, л.с: | 2×6150 |
Максимальная скорость, км/ч: | 658 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 556 |
Скорость патрулирования, км/ч: | 320 |
Практическая дальность, км: | 9000 |
Продолжительность полета, ч: | 18 |
Продолжительность патрулирования, ч: | 8 |
Практический потолок, м: | 10000 |
Экипаж, чел.: | 12 |