Разработка учебной модификации сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 началась в ОКБ-156 А. Н. Туполева в 1961 году. В 1962 году был изготовлен прототип (переделан серийный Ту-22Р № 601). 4 ноября начались его заводские испытания, которые продолжались до 12 июня 1963 года. Государственные испытания проводились с 23 июня 1963 года до 18 августа 1965 года. Не дожидаясь их завершения, в 1963 году авиазавод № 22 в Казани приступил к серийному производству. Принят на вооружение в декабре 1968 года.
Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41\' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7 М (позже РД-7 М²). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус».
Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У (включая 2 опытных). Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось Украине.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | ВД-7 М |
Взлётная тяга, кгс: | максимальная бесфорсажная — 2×10500 на форсаже — 2×16000 |
Габариты, м: | размах крыла — 23,646 длина — 41,6 высота — 10,13 |
Площадь крыла, м2: | 162,25 |
Масса, т: | пустого — 43,58 взлётная нормальная — 69 взлётная максимальная — 85 |
Запас топлива, т: | 40,8 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 1387 крейсерская дозвуковая — 950–1000 крейсерская сверхзвуковая — 1200–1300 |
Время набора высоты 10000 м, мин.: | 18,8 |
Дальность полёта максимальная, км: | 5130 |
Практический потолок, м: | 13250 |
Длина разбега, м: | 2270 |
Длина пробега, м: | 1350 |
Экипаж, чел.: | 3 |