Бе-10 — Первый серийный гидросамолет с ТРД и стреловидиым крылом, разработанный в ОКБ им. Г. М. Бериева. Созданию самолета Бе-10 предшествовали работы над опытным реактивным гидросамолетом с прямым крылом Р-1 (два ТРД ВК-1; мотогондолы выполнены в соответствии с «правилом площадей»; взлетная масса 20 т; гермокабина; первый полет — 30 мая 1952 г., летчик И. М. Сухомлин; максимальная скорость 800 км/ч; практический потолок 11500 м).
Начало разработки Бе-10 — 1953 г., в 1955 г. началась сборка первого опытного самолета. Для летных испытаний Бе-10 была создана база в районе г. Геленджик (Тонкий Мыс). Первый полет состоялся 20 июня 1956 г. (члены экипажа В. В. Курячий, Б. С. Фадеев, Г. Б. Гиляткин). Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957 — 1960 гг., построено более 60 самолетов Бе-10. В августе — сентябре 1961 г. Н. И. Андриевский и Г. И. Бурьянов на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза 14962 м, с грузом 15 т — 11997 м).
На самолете установлено следующее БРЭО: прицельно-навигационная РЛС, оптический прицел для бомбометания и торпедометания. Предполагалось оснащение самолета аппаратурой для целеуказания противокорабельным ракетам, запускаемым с кораблей, ПЛ и береговых ПУ.
Для ведения разведки оснащен фотоустановкой, позволяющей производить одним АФА (масса 100 кг) перспективную фотосъемку через правый и левый бортовые люки. АФА на объект съемки наводился дистанционно, от прицела в кабине штурмана (один аппарат заменял несколько ЛФА традиционной конструкции).
Все члены экипажа размещались в катапультных креслах (летчик и штурман катапультировались вверх, стрелок-радист — вниз).
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРД Люльки АЛ-7ПБ |
Размах крыла, м: | 22.3 |
Высота самолета, м: | 11.03 |
Площадь крыла, м2: | 111.8 |
Угол стреловидности крыла, град: | 35 |
Масса, кг: | пустого самолета — 24100 нормальная взлетная — 45000 максимальная взлетная — 48500 |
Тяга, кгс.: | 2×7500 |
Максимальная скорость, км/ч: | 880 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 800 |
Перегоночная дальность, км: | 4810 |
Практическая дальность, км: | 2960 |
Практический потолок, м: | 12500 |
Экипаж, чел.: | 3 |