Як-50 (первый с этим названием) — легкий истребитель-перехватчик, непосредственное развитие Як-30, но с углом стреловидности крыла в 45° и более мощным двигателем ВК-1 с 2700 кгс тяги. Шасси велосипедного типа с нагрузкой на заднее колесо 84–85%, что оказалось чрезмерным. Конструкция цельнометаллическая. Размеры немного больше, чем у предыдущих. Крыло площадью 16,0 м² — как у Як-30, но с выдвижными щитками, удлинение — 4,0, сужение — 1,2, причем хорда крыла после центральной части — постоянная, поперечное V равно -5°. Площадь горизонтального оперения — 2,86 м², вертикального — 3,0 м², дополнительного гребня под ХЧФ — 0,344 м². Длина фюзеляжа — 9,465 м, диаметр — 1,4 м, мидель — 1,54 м², полная длина самолета — 11,185 м. Масса пустого самолета — 3085 кг, взлетная — 4100 кг, расчетная полетная (за вычетом 0,25% массы керосина) — 3850 кг, расчетная посадочная (за вычетом 0,5% массы керосина) — 3650 кг. Нагрузка: летчик — 90 кг, керосин — 850 кг, масло — 10 кг; боезапас для двух пушек HP-23 (по 80 снарядов) — 65 кг.
Самолет был выпущен в 1949 г. Испытания (летчик С. Н. Анохин) проходили 15 июля 1949 г. — 30 мая 1950 г. По своим показателям Як-50 превосходил все другие истребители 1950 г. Скорость у земли — 1170 км/ч, (С. Н. Анохин, 22 марта 1950 г.), на высоте 5 тыс. м — 1135 км/ч, на высоте 10 тыс. м — 1065 км/ч и время ее набора — 3,5 мин, а 15 тыс. м — 7 мин. Скорость соответствовала 1,03 М. Скороподъемность — 68 м/с у земли — больше, чем у других. Як-50 мог вести бои с любыми известными тогда типами самолетов. Однако в серии он не строился, поскольку уже осваивался на заводах МиГ-17 — дальнейшее развитие МиГ-15.
Интересно отметить, что по сравнению с опытным МиГ-17 Як-50 при том же двигателе был легче на 500 кг (пустой) отчасти из-за меньшей площади крыла, но вернее из-за более высокой культуры веса. Но поскольку шасси было велосипедного типа (одно из первых в СССР), то оно допускало эксплуатацию только с твердых покрытий.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ПД ВМКБ (Велденеев) М-14П |
Размах крыла, м: | 9.50 |
Длина самолета, м: | 7.68 |
Высота самолета, м: | 3.16 |
Площадь крыла, м2: | 15.00 |
Масса, кг: | пустого самолета — 765 максимальная взлетная — 900 |
Внутренне топливо, л: | 55 + дополнительно 120 л в 2 баках |
Мощность, л.с.: | 1×360 |
Максимальная скорость, км/ч: | 420 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 320 |
Практическая дальность, км: | 495 |
Продолжительность полета, ч.мин: | 0.48 (без дополнительного топлива) |
Практический потолок, м: | 5500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 9 |
Экипаж, чел.: | 1 |