В 1953 году, после трехлетнего перерыва в работе, было восстановлено КБ П. О. Сухого. И сразу, почти одновременно, началось проектирование двух сверхзвуковых самолетов: фронтового истребителя С-1 со стреловидным крылом и истребителя-перехватчика Т-3 с треугольным крылом. В сентябре 1955 года начались испытания С-1, а в мае 1956 года — Т-3. Первый опытный образец перехватчика поднял в воздух летчик-испытатель В. Н. Махалин. Реализация этих проектов в столь короткий срок стала возможной, в основном, благодаря максимальной унификации элементов конструкции, узлов и агрегатов.
Самолет Т-3 представлял собой среднеплан с треугольным крылом, фюзеляжем, по форме близким к телу вращения, стреловидным оперением, управляемым стабилизатором и трехколесным убираемым шасси. В носовой части располагался нерегулируемый сверхзвуковой воздухозаборник и обтекатели антенн БРЛС. Силовая установка, включавшая в себя турбореактивный двигатель АЛ-7Ф разработки КБ А. М. Люльки, позволяла самолету развивать скорость до 2100 км/ч. Вооружение перехватчика состояло из двух УР класса «воздух-воздух».
В процессе доводки на самолете был установлен осесимметричный сверхзвуковой воздухозаборник с подвижным центральным телом, в котором разместилась антенна новой БРЛС — ЦД-30Т. Во избежание помпажа воздухозаборника в передней части фюзеляжа были вмонтированы четыре противопомпажные створки. Машину оснастили двигателем АЛ-7Ф-1 с тягой на форсажном режиме 9600 кгс. Изменилась часть оборудования, а в состав вооружения вошли четыре УР РС-2УС класса «воздух-воздух». Самолету присвоили индекс Т-43. 10 сентября 1957 года летчик-испытатель В. С. Ильюшин поднял в воздух первый серийный образец этой машины, получившей войсковое обозначение Су-9. На вооружение истребительной авиации ПВО Су-9 поступил в составе комплекса перехвата воздушных целей Су-9-51.
Высокие летные характеристики специально подготовленного Т-43-1 позволили В. С. Ильюшину и А. А. Кознову установить на нем ряд мировых рекордов: рекорд абсолютной высоты — 28852 м (14 июля 1959 г.), рекорд скорости по замкнутому маршруту 500 км — 2337 км/ч и рекорд высоты в горизонтальном полете — 21170 м (сентябрь 1962 г.) и другие.
Кодовое обозначение НАТО — Fishpot-B (Верша).
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТРДФ АЛ-7Ф-1-100У |
Размах крыльев, м: | 8.54 |
Длина фюзеляжа с ПВД, м: | 18.06 |
Высота, м: | 4.82 |
Площадь крыла, м2: | 34.0 |
Масса, кг: | пустого — 7675 нормальная взлетная — 11422 максимальная взлетная — 12515 топлива — 3100 |
Тяга, кгс: | на максимуме — 1×6800 на форсаже — 1×9600 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте — 2230 у земли — 1150 |
Практическая дальность, км: | без ПТБ — 1260 с ПТБ — 1710 |
Максимальная скороподъемность, м/мин: | 12000 |
Практический потолок: | 20000 |
Экипаж, чел.: | 1 |