Ла-250 — оригинальный и редкий для своего времени по назначению сверхзвуковой истребитель-ракетоносец, один из первых в этом классе, крупный самолет с чисто треугольным крылом и той же формы горизонтальным оперением — цельным рулем высоты. Двигатели — два АЛ-7Ф по 6500 кгс тяги, установленных по бокам очень длинного фюзеляжа с воздухозаборниками, отделенными от фюзеляжа (по условиям сверхзвукового полета). Угол стреловидности крыла по передней кромке — 57, габаритная площадь — 80 м². Масса пустого — около 12 т, взлетная — около 20 т.
Самолет одноместный (при испытаниях предусматривалось и второе место — для оператора). В предвидении трудностей и происшествий, возможных при испытаниях этого довольно необычного самолета, и для расширения фронта испытаний было построено три летающих экземпляра его. Первый самолет был выпущен в июле 1956 г.
В системе управления им были применены необратимые бустеры для всех органов управления и каждый бустер — с двухкамерным питанием от двух гидросистем.
Довольно необычная схема самолета Ла-250 делала его трудным в пилотировании даже для такого опытного летчика-испытателя, как Андрей Григорьевич Кочетков. На первом же взлете 16 июля еще до полного отрыва произошла авария, но летчик остался почти невредим. Было выяснено, что основной причиной ее явилось следующее обстоятельство: момент инерции самолета Jx из-за малого размаха был в несколько раз меньше Jy при большой длине самолета.
Поэтому движение крена развивалось раз в восемь быстрее, чем движение рыскания и на взлете трудно было вовремя гасить возникающий крен и поперечное раскачивание. Тогда был построен (впервые у нас) электронно-моделирующий стенд в ангаре, куда завели нос этого очень длинного самолета для исследования необратимой гидросистемы управления. Обнаружился сдвиг фаз между движениями ручки и органов управления в этой системе.
На этом самолете А. Г. Кочетков, а за ним А. П. Богородский выполнили несколько десятков вполне удачных полетов, поскольку теперь система управления была переделана (и прежде всего в отношении закономерностей демпфирования). Однако очередной полет Кочеткова 28 ноября 1957 г. закончился тяжелой аварией при посадке из-за внезапно наступившего тумана и отказа двигателей. Испытательный полет третьего экземпляра 8 сентября 1958 г. также закончился аварией при посадке, хотя и несерьезной, вызванной производственным дефектом. Оказалась подточенной полуось, отломалось колесо, но самолет сел благополучно и лишь к концу пробега развернулся и коснулся полосы концом крыла. В общем, несмотря на аварии, самолет считался хорошим и обещающим. Ему еще мешала ненадежная работа двигателей АЛ-7Ф, а иногда и остановка их. В конце гонцов из-за суммы трудностей и осложнений испытания затянулись и Ла-250 так и не прошел их. Летные качества остались не до конца зафиксированными. Смерть С. А. Лавочкина, последовавшая 9 июня 1960 г., очевидно, тоже стала причиной прекращения испытаний. Этот третий экземпляр Ла-250 находится в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино. Он стал последним самолетом С. А. Лавочкина.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТРД АЛ-7Ф |
Размах крыла, м: | 13.90 |
Длина, м: | 26.80 |
Высота, м: | 6.50 |
Площадь крыла, м2: | 80.0 |
Масса, кг: | пустого самолета — 18988 нормальная взлетная — 24500 максимальная взлетная — 27500 топлива — 5200 |
Тяга нефорсированная, кгс: | 1×8950 |
Максимальная скорость, км/ч: | без УР — 1800 с УР — 1600 |
Практическая дальность, км: | 2000 |
Продолжительность патрулирования, ч: | 2.3 |
Практический потолок, м: | 17000 |
Экипаж, чел.: | 1 |