Годы жизни: 1894–1974
Александр Прокофьев — Северский прибыл в США в Марте 1918 года и поступил на службу в русское посольство в гор. Вашингтоне. Тогда же он изменил свою труднопроизносимую для иностранцев двойную фамилию и стал просто Александром Северским. Должность помощника военно — морского атташе по вопросам авиации предоставила ему возможность познакомиться со многими американскими авиационными деятелями, что очень пригодилось в дальнейшем. Но дипломатическая деятельность оказалась недолгой: после заключения российским правительством сепаратного мира с Германией посольство было закрыто.
Оставшись не у дел, Северский стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с генералом У.Митчеллом — убежденным сторонником развития бомбардировочной авиации, «крестным отцом» американских стратегических ВВС, и Северский поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолетов. Идеи молодого русского летчика заинтересовали генерала и он предложил ему место инженера — консультанта при Военном департаменте в Вашингтоне.
Для развития и коммерческого использования своих идей в 1922 году Северский основал фирму «Seversky Aero Corр.». Фирма начала с создания новой модели бомбардировочного прицела. Это устройство автоматически определяло угол прицеливания, «подсказывало» летчику нужный курс и в нужный момент автоматически осуществляло сброс бомб. После успешных испытаний правительство США в 1925 году купило у Северского права на данное изобретение за 50 тысяч долларов.
Крупная по тем временам сумма позволила фирме расширить масштабы изобретательской деятельности. Совместно с Л. Сперри, создателем первых автопилотов, Северский разработал автомат контроля за сносом самолета ветром, который мог применяться в условиях полета вне видимости земли и являлся важным дополнением к устройству для автоматического управления самолетом. К изобретениям этого периода относятся также роликовое лыжное шасси, позволявшее самолету взлетать и садиться на неприспособленные площадки, например, на вспаханное поле, и даже преодолевать канавы, механизм заправки горючим в полете и целый ряд других технических усовершенствований.
В Ноябре 1927 года Северский получил американское гражданство, а в следующем году ему было присвоено звание Майора ВВС США в запасе. Успешное развитие дел было нарушено тяжелейшим экономическим кризисом, разразившимся в США в конце 1920-х годов. Среди тысяч обанкротившихся предприятий оказалась и фирма Северского. В очередной раз все пришлось начинать заново. К началу 1930-х годов Северский разработал проект самолета — амфибии. Для реализации этого замысла он собрал вокруг себя несколько единомышленников и, в Феврале 1931 года, в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) появилась новая самолетостроительная фирма «Seversky Aircraft Corp.»
Северский являлся одновременно президентом, конструктором и летчиком — испытателем; главным инженером был его соотечественник — талантливый авиационный специалист Александр Картвелли. Самолет — амфибия SEV-3, рассчитанный на 3-х человек, был готов к лету 1933 года. Это была подлинно новаторская машина. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. В отличие от других металлических самолетов того времени гофрированная обшивка крыла была покрыта сверху гладкими металлическими листами.
Все это, наряду с хорошо обтекаемым фюзеляжем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. В результате, по показателям максимальной скорости (305 км/час) амфибия, несмотря на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолетам с обычным колесным шасси. Внутренняя полость крыла представляла собой топливный бак, что также являлось новшеством. Закрылки и аэродинамические тормоза оригинальной конструкции способствовали улучшению посадочных характеристик. При взлете с воды колеса с помощью гидравлической системы могли убираться внутрь поплавков, уменьшая тем самым гидродинамическое сопротивление при разбеге. На самолете был установлен двигатель воздушного охлаждения Райт J-6 мощностью 420 л.с.
Первый полет SEV-3 состоялся 18 Июня 1933 года. Северский сам поднял в воздух свое детище. Испытания показали отличные скоростные качества машины: 9 Октября Северский установил мировой рекорд скорости для самолетов — амфибий (290 км/час); 15 Сентября 1935 года, после замены двигателя новым (модификация SEV-3 М, мощность 750 л.с.), был достигнут новый результат — 371 км/час. Эта скорость оставалась рекордной для самолетов — амфибий с поршневым двигателем многие годы (в 1935 году 6 машин SEV-3M были проданы в Колумбию).
Вариант машины SEV-3 с обычным колесным шасси, появившийся в 1934 году, послужил прототипом для нового учебно — тренировочного самолета АТ-8 (фото слева). Цельнометаллический, со свободнонесущим моноплановым крылом и закрытой 2-местной кабиной — АТ-8 коренным образом отличался от применявшихся тогда для подготовки пилотов устаревших тихоходных самолетов — бипланов. Двигатель мощностью 400 л.с. позволял достигать скорость почти в 300 км/час. Шасси было не убираемым, с обтекателями, но в кабине, имитирующей кабину самых современных боевых самолетов, для обучения летчиков был предусмотрен тумблер уборки и выпуска колес. Все это делало ненужным переучивание при переходе с учебных на военные самолеты и ускоряло тем самым подготовку летчиков. АТ-8 явился родоначальником учебно — тренировочных самолетов нового поколения. В 1935 году, после того как новый самолет Северского получил первый приз на конкурсе учебно — тренировочных самолетов в США, управление ВВС заказало 30 АТ-8. Они использовались для обучения пилотов до 1939 года.
В середине 1930-х годов ведомство ВВС США объявило конкурс на создание самолета для замены истребителя Боинг Р-26. На конкурс фирма Северского представила созданный на основе самолета SEV-3 одноместный истребитель Р-35. В конструкции самолета были воплощены новейшие достижения авиационной науки и техники: убирающиеся шасси, тормозные колеса, закрытая кабина пилота, посадочная механизация крыла, гидроскопические навигационные приборы, новый двигатель Райт R-1820, 3-лопастный пропеллер изменяемого в полете шага.
Правительственный заказ на 77 самолетов Р-35 дал возможность для дальнейшего роста фирмы, которая в 1937 году вытеснила расположенную по соседству фирму «Грумман» и заняла ее производственные корпуса. Теперь «Seversky Aircraft Corp." представляла собой крупную самолетостроительную компанию. На спортивных вариантах Р-35 был установлен ряд рекордов скорости и дальности: в 1937 и 1939 годах летчик Франк Фуллер выиграл в США состязания в гонках на приз Бендикса; американская летчица Жаклин Кокран на самолете SEV–IXP установила 2 национальных женских рекорда (в 1937 и 1940 гг. превысила скорость 500 км/час); 3 Декабря 1937 года Северский совершил беспосадочный перелет из Нью — Йорка в Гавану за 5 часов 3 минуты; в тот же день Ж.Кокран выполнила рекордный перелет из Нью-Йорка в Майями со средней скоростью 483 км/час. Истребитель Р-35 использовался Военно — Воздушными Силами США и Швеции (60 машин) вплоть до 1941 года.
Другим направлением в деятельности «Seversky Aircraft Corp." стало создание 2-местного истребителя 2РА (1938 год). Самолет предназначался для охраны бомбардировщиков от вражеских самолетов. Хорошие аэродинамические формы и большая емкость топливных баков, занимавших весь внутренний объем крыла, обеспечивали ему необычно большую для истребителя дальность — более 5000 км. В зависимости от желания заказчика самолет мог устанавливаться на поплавки, к моторам могли крепиться звездообразные двигатели различной мощности — от 400 до 1200 л.с., за счет замены законцовок крыла могла быть изменена площадь несущей поверхности.
Большинство указанных конструктивных изменений можно было осуществить в полевых условиях. В результате, помимо основного назначения — истребитель сопровождения, самолет мог быть быстро модифицирован в легкий бомбардировщик, дальний разведчик или тренировочный самолет. Американское военное руководство не проявило интереса к новому самолету Северского, поскольку с появлением скоростных бомбардировщиков считало, что они смогут выполнять боевые задачи без прикрытия истребителей, т. к. их скорость являлась гарантом их безопасности. Несколько лет спустя жизнь показала ошибочность этой точки зрения — при налетах американских бомбардировщиков на Германию без охраны их истребителями потери американской стороны были так велики, что от подобных операций пришлось отказаться.
1930-е годы были для Северского периодом активной изобретательской работы. Среди изобретений, сделанных им в эти годы, следует отметить оригинальную конструкцию убираемого шасси для самолетов — верхнепланов; воздушный тормоз и щеловой закрылок нового типа; складывающееся металлическое монопланное крыло; двойную телескопическую стойку шасси для самолетов палубного базирования; автоматическое якорное устройство и расщепляющийся подводный киль для гидросамолетов; противоштопорный парашют; регулируемое сидение пилота; новый способ балансировки органов управления. Многие его изобретения находили применение не только в авиации, но и в других областях техники, в частности, в автомобилестроении, на фирме «Крайслер».
Проектирование новых самолетов и изобретательская деятельность, к сожалению, не давали средств, необходимых для успешного роста фирмы, а новых заказов от американского правительства не было. Поэтому Северский сделал ставку на экспорт своих самолетов. Первый зарубежный заказ поступил, неожиданно для конструктора, из Советского Союза. В 1938 году советское торговое представительство «Амторг» обратилось к Северскому с предложением продать 2 самолета 2РА: амфибию и самолет с обычным колесным шасси, а также продать лицензию на производство этих самолетов в СССР. За это «Seversky Aircraft Corp." получила почти 1 миллион долларов (оба самолета были испытаны в ЛИИ в 1939 году, ведущий по испытаниям — летчик Ю. К. Станкевич).
С целью получения новых заказов Северский в начале 1939 года предпринял турне по Европе. Его самолеты демонстрировались во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Швеции. Конструктор сам выполнял на них показательные полеты, установил целый ряд новых рекордов скорости во время перелетов между европейскими столицами. За время пребывания в Европе Северский получил возможность детально ознакомиться с достижениями европейской авиации. По приглашению правительств Франции, Англии, Германии и Италии он посетил авиационные заводы и военно — воздушные центры этих стран и даже летал на некоторых новейших военных самолетах. В частности, он был первым американским летчиком, кому позволили опробовать знаменитый английский истребитель Супермарин «Спитфайр».
В Апреле 1939 года, когда Северский находился в Париже, он получил телеграмму из США, в которой уведомлялся, что Совет директоров «Seversky Aircraft Corp." снял его с поста президента фирмы. Причин смещения было несколько. Во-первых, было недовольство финансовой политикой предприятия: Северского обвиняли в том, что он тратил слишком много денег на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы из года в год снижались. Во-вторых, — скандал в связи с нелегальной продажей 20 истребителей 2РА Японии, являвшейся потенциальным противником США (официально все это было оформлено как продажа самолетов Сиаму. В Японии машины, получившие обозначение А8V-1, были размещены на базах военно — морской авиации на побережье оккупированной части Китая).
Свою роль сыграло и отрицательное отношение многих высокопоставленных военных к Северскому, которого считали ставленником попавшего в опалу генерала Митчелла. К тому же Северский часто нелестно отзывался о действиях военного руководства США. Северский срочно вернулся в Нью — Йорк. Попытки доказать руководству фирмы, что экспериментальные работы необходимы и только они в конце концов могут принести компании успех и процветание, оказались тщетными. Он был вынужден покинуть созданное им предприятие. В Сентябре 1939 года фирма «Seversky Aircraft Corp." получила новое имя — «Republic».
Северский был глубоко уязвлен случившимся. Даже почетный приз Хармана, врученный ему в 1940 году президентом США Ф.Рузвельтом за заслуги в области авиации, не заглушили чувство обиды. Он решил навсегда отойти от конструкторской работы. Однако деятельная натура не позволила Северскому сидеть без дела. Он начал заниматься прогнозами развития военной авиации в период мировой войны. Так, с 1939 года начался новый этап в его жизни, в котором он проявил себя как незаурядный аналитик и военный стратег. Его прогнозы были поразительно точными: 6 Июля 1939 года он предсказал, что Гитлер начнет войну в Сентябре этого года. Тогда же он заявил, что через несколько лет скорость самолетов достигнет 800 км/час.
Год спустя Северский выступил с критикой распространенного в США мнения, что английская авиация не продержится против немецких ВВС и несколько недель (как известно, англичане выиграли «битву над Британией»). Позднее Северский предсказал провал немецкого плана «молниеносной войны» против СССР. Все это было не простым совпадением или каким-то чудесным даром предвидения. Высказывания Северского основывались на прекрасных аналитических способностях и знании реального потенциала американской и европейской авиации.
Всеобщую известность Северскому принесла книга «Воздушная мощь — путь к победе», опубликованная в 1942 году и быстро ставшая бестселлером. В этой книге он показал близорукость политики Военного департамента США в области авиации, долгое время не понимавшего, что без завоевания господства в воздухе и разрушения промышленного потенциала противника путем массированных бомбардировок победа в современной войне недостижима.
К концу Второй Мировой войны Северский был уже признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США. В 1945 году он был награжден медалью «За заслуги» — самой почетной наградой США, присуждаемой гражданским лицам. В специальном послании президента Трумена, врученном Северскому вместе с медалью, высоко оценивались его усилия, направленные на повышение боевой мощи американской авиации в годы войны.
До конца своей жизни Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно — воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях. Северский опубликовал 2 книги, в которых призывал к развитию военно — воздушной и ракетной мощи США, указывая, на этот раз, на опасность агрессии со стороны Советского Союза.
Северский был членом 17 научных и общественных организаций: Академии наук, Общества американских военных инженеров, Американского Легиона, Ассоциации пилотов — спортсменов, Клуба искателей приключений и других, имел степень почетного доктора наук. Он продолжал пилотировать самолеты и к концу 1950-х годов имел более 13 тысяч часов налета.
В конце жизни Северский увлекся проблемами экологии. Для разработки изобретений в этой области он организовал фирму «Seversky Electronatom Corp." Одним из его изобретений был электростатический фильтр, предназначенный для поглощения грязного воздуха и очистки промышленных отходов. Северский был также автором проекта экологически чистого летательного аппарата «Ionocraft» (1964 год). Этот необычный аппарат вертикального взлета и посадки должен был поддерживать себя в воздухе, благодаря вертикальному движению ионизированных частиц воздуха, отбрасываемых вниз под действием тока высокого напряжения. Электрическую энергию предполагалось передавать с земли в виде микроволн, излучаемых лазером.
Александр Северский скончался 24 Августа 1974 года в Мемориальном госпитале в Нью — Йорке, в возрасте 80 лет. Несколько раз судьба обрушивала на него тяжелые удары, и каждый раз он находил в себе силы начать все сначала и вновь добиться успеха. В историю мировой авиации он навсегда вошел как известный летчик — ас Первой Мировой войны, талантливый изобретатель и авиаконструктор, выдающийся аналитик и прогнозист.