Успешное применение Израилем разведывательных БЛА в Ливане в 1982 г. побудило военное руководство Советской Армии задать требования на разработку БЛА нового поколения по программе «Строй». Головной организацией в работах по программе был определен НИИ «Кулон» (г. Москва, Министерство радиоэлектронной промышленности). Большая работа по обоснованию боевого применения, построения комплексов была выполнена ЦНИИ РЭС — головным предприятием МРП.
Для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена «Строй-Ф» (экспортное наименование «Малахит-Ф») в ОКБ завода «Опыт» (ОКБ им. А. Н. Туполева) был создан ДПЛА Ту-300 «Коршун» (экспортное название — «Филин»). На конкурсной основе проект аналогичного ДПЛА разрабатывался в ОКБ им. П. О. Сухого.
НИИ «Кулон» впервые представил информацию о комплексе «Малахит-Ф», предлагаемом для использования в Российских вооруженных силах, на международной выставке «Мосаэрошоу-93». Один из аппаратов комплекса «Филин-1» с аппаратурой радиотехнической разведки и РЛС (в зависимости от поставленной задачи могут быть установлены фотоаппараты, ИК-аппаратура, РЛС бокового обзора) имеет стартовую массу около 3000 кг, скорость полета до 950 км/ч, дальность действия до 200–300 км. В комплексе используется ДПЛА-ретранслятор «Филин-2», обеспечивающий прием и передачу информации в течение 2 часов при полете со скоростью 500–600 км/ч на высоте 500–6000 м. ДПЛА оснащены маршевым ТРД и стартовыми твердотопливными ускорителями. Для посадки аппаратов используется парашютная система. Все машины комплекса: транспортно-пусковая установка, пункт дистанционного управления и пункт дешифровки разведданных — смонтированы на автомобилях ЗиЛ-131. Аппаратурой комплекса обеспечивается одновременное управление двумя ДПЛА «Филин-1» и двумя «Филин-2».
На международных авиасалонах МАКС-95 и МАКС-97 АНТК им. А. Н. Туполева представил экспериментальный образец и модель нового БЛА многоразового использования Ту-300 «Коршун», разработка которого ведется под руководством главного конструктора Л.Куликова. Аппарат выполнен по схеме «утка» с треугольным складным крылом. В носовой части размещена специальная радио- и оптикоэлектронная апаратура. Дополнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на выставке МАКС-95 модель «оснащалась» подвесным контейнером типа КМГУ для аппарата Ту-300 предусмотрена и роль ударного средства для поражения наземных целей.
По заявлению руководителей ОАО «Туполев», в 2001 г. БЛА нового поколения Ту-300 «Коршун» запущен в малую серию.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТРД |
Масса, кг: | 3000 |
Тяга, кгс: | 1 х |
Крейсерская скорость, км/ч: | 950 |
Практическая дальность действия, км: | 200–300 |
Практический потолок, м: | 6000 |
Минимальная высота полета, м: | 50 |