19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов лёгкого самолёта-штурмовика, в котором приняли участие ОКБ А. И. Микояна, С. В. Ильюшина, П. О. Сухого и А. С. Яковлева. ОКБ П. О. Сухого вместе с аванпроектом Т-8 представило на конкурс и его учебный двухместный вариант Т-8УБ. В 1977 году началось эскизное проектирование Т-8УБ. В 1981 году ОКБ приступило к постройке прототипа с использованием планёра серийного Су-25, но по ряду причин изготовление затянулось, а в 1983 году вовсе прекратилось, так как в МАП приоритетной задачей считали создание модернизированного штурмовика Су-25Т, для прототипа которого и был использован недостроеннный планёр.
В 1981 году в Улан-Удэ завершилось производство самолёта МиГ-27 и было решено развенуть серийное производство Су-25УБ там. Вместе с запуском серийного производства решили совместить и постройку опытных экземпляров «спарки». В 1982 году на завод была передана вся техническая документация. В 1984 году были изготовлены первый 5 фюзеляжей, 2 из которых были использованы для постройки первых прототипов (3 других передали в ОКБ для доработки в прототипы Т-8 М). Первый прототип Т8-УБ1 был готов к июлю 1985 года. 10 августа 1985 года лётчик-испытатель А. А. Иванов впервые поднял его в небо с заводского аэродрома в Улан-Удэ. После второго полёта он был передан в ЛИИ для проведения заводских испытаний, которые продолжались до 13 декабря. В конце декабря был облётан второй прототип — Т8-УБ2. В начале 1986 года оба прототипа были предъявлены на Государственные испытания, продолжавшиеся в течение всего года. Так как все системы уже были испытаны на Су-25 и отработаны в серийном производстве, испытания прошли без серьёзных трудностей.
Запуск в полномасштабное производство был осуществлён на Улан-Удинском авиазаводе в 1986 году. В 1987 году первые Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС (пока их не было подготовка лётчиков велась на L-39).
Су-25УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54\', с постоянной относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит из выдвижных предкрылков и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш, размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя. Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. По сравнению с Су-25 запас топлива во внутренних баках уменьшен. Для увеличения дальности полёта под крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина экипажа негерметичная, пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03–0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20, оборудована катапультными креслами К-36Л и двойным управлением. Рабочее место второго члена экипажа (инструктора) установлено на 400 мм выше первого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления и сигнализации, с помощью которых может осуществляться контроль за действиями обучаемого и при необходимости переключение управления из первой кабины во вторую. В состав БРЭО включено СПУ. Состав вооружения аналогичен Су-25.
Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием Су-25УБ обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях. Его основные лётно-технические характеристики практически не отличаются от характеристик одноместного штурмовика. В процессе учебных полётов самолёт позволяет решать задачи обучения пилотированию днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, полётам по приборам, атаки наземной цели со стрельбой из фотокинопулемётов или бортового оружия, выполнять бомбометание, обучение действиям в особых случаях полёта с отказом различных систем.
Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 — Словакии.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРД Р-95Ш |
Размах крыла, м: | 14.36 |
Длина самолета, м: | 15.36 |
Высота самолета, м: | 5.20 |
Площадь крыла, м2: | 30.10 |
Масса, кг: | пустого самолета — 10030 нормальная взлетная — 15300 максимальная взлетная — 17600 топлива — 2750 |
Тяга, кгс: | 2×4100 |
Максимальная скорость, км/ч: | у земли — 970 на высоте — 860 |
Перегоночная дальность, км: | 2400 |
Боевая дальность действия, км: | на высоте — 950 у земли — 450 |
Практический потолок, м: | 7000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 6.5 |
Экипаж, чел.: | 2 |