Предназначен для уничтожения малоразмерных бронированных наземных объектов в условиях визуальной видимости днем и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.
Разработан на базе штурмовика Су-25, опытный самолет совершил первый полет в августе 1984 г. Построено 10 опытных самолетов, один из которых впервые демонстрировался на Международной выставке в Дубае в ноябре 1991 г.
На базе Су-25Т разработаны Су-25ТК — экспортный вариант (1991) и Су-25ТМ (Су-39) — модернизированный вариант с улучшенным бортовым оборудованием (1993).
Су-25Т имеет фюзеляж, близкий по конфигурации фюзеляжу двухместного Су-25УБ, с гаргротом, в котором размещается дополнительное оборудование, и более прочной конструкцией центральной части. Увеличена емкость топливных баков, значительно снижена инфракрасная сигнатура двигателей.
Самолет оснащен прицельным комплексом И-251, предназначенным для автоматического распознавания и сопровождения подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т. п.), целеуказания и автоматического наведения управляемых ракет, а также обеспечения стрельбы неуправляемыми ракетами и пушки. В состав комплекса входит дневная оптико-электронная система «Шквал» с широким (27 °х 36°) и узким (0,7 °х 0,9°, 23-кратное увеличение) полями зрения и с блоком слежения за целью с точностью до 0,6 м, а также лазерный дальномер-целеуказатель. Датчики установлены на единой стабилизированной по тангажу, рысканию и крену платформе и могут отклоняться в диапазоне от +15 до -80° по возвышению и от +25 до -25° по азимуту. Дальность обнаружения и захвата цели ТВ системой 12 км.
Для действий в ночное время комплекс И-251 дополняется низкоуровневой системой «Меркурий», подвешиваемой в контейнере на подфюзеляжном узле и также имеющей широкое и узкое (5,5×7,3°) поля зрения. Оптическая система ночного канала не стабилизирована. Дальность обнаружения и захвата цели несколько меньше 10 км. Видеоинформация ночного канала с узким полем зрения отображается на монохромной ЭЛТ, связанной и с дневным телевизионном каналом, изображение от ночного канала с широким полем зрения выводится на ИЛС.
Автоматизированная система управления самолетом САУ-8 совместно с прицельно-навигационном комплексом «Восход» максимально автоматизирует процесс навигации и атаки целей. Самолет автоматически выходит в район цели; на удалении 10 км от нее вводятся в действие телевизионная система, заранее ориентированная в нужном направлении. Затем летчик осуществляет контроль за выбором и захватом цели, после чего система переходит на автоматическое сопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки система осуществляет выбор необходимых боеприпасов и производит пуск. После первого захода на цель самолет может в автоматическом режиме осуществить повторный заход или вернуться на базу (летчик может взять управление самолетом лишь непосредственно перед посадкой).
Встроенное вооружение состоит из двуствольной пушки (калибр 30 мм), установленной открыто под фюзеляжем. Комплект подвесного вооружения размещается на 10 точках подвески.
Самолет Су-25Т может нести 16 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь» (по восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах), размещенных на авиационном пусковом устройстве АПУ-8 под крылом самолета. Бортовая аппаратура наведения ПТУР, основанная на оригинальном принципе работы, имеет существенно меньшую стоимость, чем обычные полуактивные лазерные головки самонаведения, и дает возможность иметь большой боекомплект.
Ракета, обладающая высокой сверхзвуковой скоростью и дальностью пуска до 10 км, имеет тандемную кумулятивную боевую часть, способную пробить современную многослойную или активную броню эквивалентной толщиной до 1000 мм (может поражать наиболее мощный американский танк М-1А2 «Абраме» в лобовой проекции). Благодаря высокой скорости ракеты за один заход может быть поражено несколько целей.
Ракетное вооружение включает также УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионным или Х-25 МЛ, Х-29Л и С-25 с лазерным наведением и противорадиолокационные ракеты Х-58.
Штурмовик может оснащаться НУР калибра 80–370 мм, обычными и КАБ, а также ракетами класса «воздух-воздух» Р-бО и Р-73 с ИК системой самонаведения. Точность бомбометания с Су-25Т достигает 2–5 м. На внешних узлах могут подвешиваться подвижные пушечные установки (калибр 30 мм).
В состав оборонительных средств Су-25Т входит комплекс радиоэлектронной разведки, опознавания, подавления и поражения РЛС и постановки помех ракетам с инфракрасным и радиолокационным наведением. На самолете установлены контейнеры с 192 ИК ловушками и дипольными отражателями, а также генератор ИК помех в хвостовой части штурмовика под килем.
По оценкам специалистов, самолет Су-25Т с прицельным комплексом И-251 на 5–6 лет опередил аналогичные разработки за рубежом.
Самолет находится в серийном производстве.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРД Р-195 М |
Размах крыла, м: | 14.52 |
Длина самолета, м: | 15.33 |
Высота самолета, м: | 5.20 |
Площадь крыла, м2: | 30.10 |
Масса, кг: | пустого самолета — 9500 нормальная взлетная — 16600 максимальная взлетная — 19500 |
Топливо: | внутренние топливо, кг — 3840 ПТБ, л — До 4×800 (1150) |
Тяга, кгс: | 2×4500 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте — 950 у земли — М=0.82 |
Перегоночная дальность полета с ПТБ: | 2250 |
Практическая дальность, км: | 1850 |
Боевой радиус действия, км: | у земли — 400 на высоте — 700 |
Практический потолок, м: | 10000 (18000 Су-39) |
Макс. высота боевого применения: | 5000 |
Скороподъемность, м/мин: | 2400 |
Макс. эксплуатационная перегрузка: | 6.5 |
Экипаж, чел.: | 1 |