В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться на устаревших Су-7УБ, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам. В ноябре 1974-го постановлением правительства ОКБ Сухого поручили создание истребителя-бомбардировщика С-52 и его учебно-боевого варианта С-52У. Планер С-52 разрабатывался с учетом применения современных комплексов управляемого вооружения и двухместной кабины экипажа в учебно-боевом варианте. Для улучшения обзора из обеих кабин перекомпоновали носовую часть фюзеляжа: увеличили угол наклона линии центров первых 12 шпангоутов до 3° и размеры фонаря, что потребовало увеличения гаргрота. Доработанный фюзеляж приобрел характерный «горбатый» вид с заметным изгибом нижнего контура носовой части фюзеляжа. На машине демонтировали левую пушку НР-30 и установили новое кресло К-36Д, обеспечивавшее безопасное катапультирование в диапазоне скоростей от 75 км/ч до максимальной. При этом уменьшен запас топлива во внутренних баках и бомбовая нагрузка. В комплексе управляемого оружия оставлены только ракеты Х-25Л и Р-60
Учебно-боевой С-52У комплектовался оборудованием Су-17 М², поэтому разработка и изготовление опытного самолета завершилась уже летом 1975-го. В сентябре летчик В. А. Кречетов совершил на нем первый полет. На основании предварительного заключения по результатам госиспытаний С-52У под обозначением Су-17УМ запустили в серию в 1976-м. Госиспытания Су-17УМ успешно завершились в мае 1977-го и выпуск этой машины продолжался в Комсомольске-на-Амуре до 1981-го.
В конце июля 1978-го появилось решение правительства об оснащении Су-17УМ оборудованием Су-17 М³, а в сентябре приступили к заводским испытаниям доработанной машины С-52УМ3, завершившиеся в октябре 1980-го. В мае следующего года самолет предъявили на госиспытания. К этому времени он уже несколько лет находился в серии. Одновременно с испытаниями С-52УМ3, дорабатывались на рембазах ВВС ранее выпущенные Су-17У. В 1983 году было принято решение, разрешавшее поставки на экспорт двигателей АЛ-21Ф-3, что позволило использовать в производстве один стапель для советских и экспортных самолётов. Производство Су-22УМ3К с этим двигателем продолжалось до 1985 года.
Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части, так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское военно-морское).
Тактико-технические характеристики:
Двигатель: | АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс: | максимальная бесфорсажная — 7800 на форсаже — 11200 |
Габариты, м: | размах крыла при стреловидности 30° — 13,68 разиах крыла при стреловидности 63° — 10,025 длина с ПВД — 19,026 высота — 5,129 |
Площадь крыла при 30°, м2: | 38,49 |
Масса, кг: | пустого — 11550 взлётная максимальная — 19630 |
Запас топлива, кг: | 3740 |
Боевая нагрузка, кг: | 3000 |
Скорость, км/ч: | максимальная у земли — 1350 взлётная — 380 посадочная — 280 |
Максимальное число М: | 2,1 |
Максимальная скороподъёмность, м/с: | 220 |
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км: | 2500 |
Практический потолок, м: | 14000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка: | 7,5 |
Длина разбега, м: | 1600 |
Длина пробега, м: | 900 |
Экипаж, чел.: | 2 |