Су-17 — одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии, одним двигателем и трёхстоечным убираемым шасси. Истребитель-бомбардировщик.
Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П. О. Сухим. Ведущий конструктор Н. Зырин. Прототип был создан на базе серийного Су-7БМ и получил название Су-7ИК (С-22И). Был поднят 2 августа 1966 г. лётчиком-испытателем В. С. Ильюшиным. В 1967 г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде «Домодедово».
В 1970 г. новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение.
Главным отличием от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии. Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли). В результате проведенные доработки (в сравнении с Су-7) не привели к существенному изменению технологии производства.
В первых модификациях Су-17 предназначался для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под крылом).
Начиная с модификации Су-17 М4 снижение требований к скоростным характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2300 км/ч у Су-17 М³ до 1850 км/ч у Су-17 М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера.
Планер самолёта выполнен из алюминиевых сплавов. Подвижные консоли крыла изменяют угол стреловидности от 30 0 до 63 0. Неподвижная СЧК имеет фиксированный угол стреловидности по передней кромке 63 0. Лётчик размещается в отапливаемой и вентилируемой гермокабине, закрываемой фонарём, крышка которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода. На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. На модификациях до Су-17 М² включительно применены катапультные кресла КС-4С-32, на последующих К-36 ДМ класса 0–0.
Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом.
Установленный на Су-17 М³ прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме.
На первых серийных Су-17 устанавливались ТРДФ, развивающие тягу на форсаже 9600 кГ. У АЛ-21Ф3 подобная характеристика составляет 11200 кГ, у Р-29БС-300 аналогичную величину.
Встроенное вооружение на всех модификациях состоит из двух 30-мм пушек НР-30, установленных в центроплане, с боезапасом 80 выстрелов на ствол.
Боевая нагрузка общей массой до 4000 кг подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. На Су-17 М³ количество подфюзеляжных пилонов увеличено на 2. Су-17 М4 имеет уже 10 пилонов: 4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. Боевая нагрузка повышена до 4250 кг. При этом 2 центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса «воздух-воздух» Р-60.
Первые серийные Су-17 не несли управляемого оружия класса «воздух-поверхность». На последующих модификациях этот недостаток был устранён, и на 2 внутренних подкрыльевых пилона подвешиваются УР либо КАБ различных типов. Су-17 М поначалу брали Х-23 М и противорадиолокационные Х-28. Позднее номенклатура была расширена возможностью подвески Х-25 и Х-29Л. Су-17 М² также несли все вышеупомянутые системы. Данная модификация первой в семействе Су-17 получила на вооружение УР Р-60. Су-17 М4 способны нести наиболее разнообразную гамму управляемого вооружения: бомбы КАБ-500л; корректируемые ракеты С-25Л; УР типов Х-25 МЛ/МР, Х-27, Х-29Л/Т; противорадиолокационные УР Х-25 МП, Х-27, Х-58.
Все модификации берутся в блоках НУРС типов С-5, С-8 либо С-13, а также одиночные НУРС С-24 и С-25. Среди других типов подвесного вооружения числятся свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; бомбокассеты РБК-250 и РБК-500, пушечные контейнеры КМГУ; зажигательные баки. Под СЧК также оборудуются 2 1156-л или 830-л ПТБ.
Су-17 и Су-17 М оснащались бомбоприцелом ПБК-2 и стрелковым АСП-5НД-7. На Су-17 М² вместо последнего был установлен более совершенный АСП-17.
Для наведения УР Х-23 М применялась аппаратура управления «Дельта», размещённая в подвесном контейнере. Для наведения Х-25 Мл и Х-29Л использована лазерная станция «Прожектор», также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17 М², помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель «Фон-1400».
На Су-17 М³ вместо него установлен более совершенный «Клён-54», прицел АСП-17, индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении «Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполей КДС-23 и АСо-2В. Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеру АФА-39.
Самолёты начали поступать в части ВВС СССР с 1972 г., а позднее и авиации ВМС. Использовались вплоть до распада Советского Союза, после чего оказались в составе вооружённых сил Беларуси, России, Узбекистана, Украины. По некоторым данным, несколько машин было приобретено Арменией. В настоящее время в странах СНГ Су-17 либо сняты с вооружения, либо находятся в процессе снятия.
Су-17 поставлялись в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Сирию, Чехословакию (после распада оказались в ВВС как Чехии, так и Словакии). В ряде этих стран самолёты уже сняты с вооружения, во многих ещё эксплуатируются.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250 |
Размах крыла, м: | при мин. стреловидности — 13.70 при макс. стреловидности — 10.03 |
Длина самолета, м: | 18.90 |
Высота самолета, м: | 4.97 |
Площадь крыла, м2: | при мин. стреловидности — 38.50 при макс. стреловидности — 34.50 |
Масса, кг: | пустого — 9600 максимальная взлётная — 16280 |
Тяга, кгс: | 1×9600 |
Максимальная скорость, км/ч: | у земли — 1350 на высоте — 2230 |
Потолок высоты, м: | 16500 |
Дальность полета, км: | 2300 |
Экипаж, чел.: | 1 |