Учебно-тренировочный самолёт И-3 разработан ЗАО «Интеравиа». Он стал первым в мире самолётом с системой управления вектором подъёмной силы крыла. Эта система позволила резко улучшить манёвренные характеристика самолёта. Конструкция выполнена в соответствии с принципом «безопасной повреждаемости». Серийное производство было организовано в конце 90-х годов на Тушинском машиностроительном заводе. Позже передано на фирму «Интеpавиа-Радонеж» (п. Репихово Московской обл.). В 2002 году для выпуска и продажи самолёта учреждено ООО «ЕС-авиа».
И-3 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане, неразъёмное, цельносъёмное. Механизация крыла состоит из зависающих элеронов. Шасси неубирающееся, трёхопороное с хвостовым колесом. Все стойки подрессорены. Хвостовое колесо свободноориентирующееся, с принудительным стопорением на взлёте и посадке. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага В-350 или Мюльбауер MTV-9-8 °C. Предусмотрена возможность установки двигателя Лайкоминг O540. Двигатель закрыт кольцевым капотом, имеющем в лобовой части лепестковые жалюзи для регулирования воздушного потока. Втулка винта закрыта коком. Запуск двигателя осуществляется от пневмосистемы. Запас топлива размещён в центроплане. Кабина экипажа закрыта каплевидным фонарём. Для доступа в кабину средняя часть фонаря откидывается вправо. В зависимости от полётной задачи, кабина может переоборудоваться в одно- или двухместную (время переоборудования 30 мин.). В одноместном варианте снимается переднее сиденье, передняя часть кабины закрывается панелью, козырёк переставляется назад и устанавливается открывающаяся часть фонаря меньших размеров.
И-3 может применяться как для тренировок лётчиков-спортсменов, так и для участия в соревнованиях различного ранга. Оборудование самолёта позволяет производить полёты днём в простых метеоусловиях. И-3 отличается простотой управления, хорошими маневренными и взлётно-посадочными характеристиками. Конструкция шасси позволяет эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Он практически не реагирует на реактивный момент винта, что выгодно отличает его от других спортивных самолётов и позволяет производить подготовку лётного состава реактивной авиации.
На 2003 год изготовлено 25 самолётов. Поставлялся на экспорт в Великобританию, Италию, США, Финляндию, Швейцарию. Полетать на И-3 можно в Невском аэроклубе.
Лётно-технические характеристики:
Двигатель: | М-14П |
Взлётная мощность, л.с.: | 360 |
Габариты, м: | размах крыла — 8,10 длина — 6,77 |
Площадь крыла, м2: | 11,54 |
Масса, кг: | пустого — 760 взлётная максимальная — 1063 |
Скорость, км/ч: | максимальная по прибору — 450 пилотирования — 350 сваливания — 105 |
Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси, рад/с: | 6 |
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с: | 19 |
Максимально допустимые перегрузки: | положительная — 12 отрицательная — 10 |
Дальность полёта максимальная, км: | 700 |
Длина разбега, м: | 200 |
Длина пробега, м: | 452 |
Экипаж, чел.: | 1–2 |