Разработка палубного самолёта ДРЛО Як-44 (Як-44РЛД) началась в ОКБ им. А. С. Яковлева в середине 70-х годов. В качестве аналога был выбран американский E-2 «Хокай». Базирование предполагалось на атомном авианосце проекта 1143.7 «Ульяновск». Также самолёт должен был поступить на вооружение авиации Погранвойск. Создание самолёта затянулось из-за трудностей в разработке бортовой аппаратуры. Был построен только макет Як-44, который впервые продемонстрирован публике на МосАэрошоу 92.
Самолёт Як-44 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с двухкилевым оперением. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло трапецевидное в плане с механизацией вдоль всей задней кромки. Консоли крыла складывающиеся. Для уменьшения индуктивного сопротивления установлены концевые крылышки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 турбовентиляторных двигателей Д-27. Антенна РЛС расположена на пилоне над фюзеляжем во вращающемся обтекателе.
Радиолокационный комплекс Як-44 должен был одновременно отслеживать до 1300 целей, наводить на 120 наземных и 160 воздушных целей.
В 1992 годe финансирование работы по проекту Як-44 было прекращено. Некоторое время ОКБ продолжало разработку за свой счёт, но в 1993 году работы были заморожены. Было прекращено и стоительство корабля. Под предлогом того, что стапель Николаевского судостроительного завода нужен для стоительства сухогрузов (кстати, до сих пор ниодного сухогруза там не построили), готовый на 20% корпус «Ульяновска» был порезан на металл.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | 2 x ТВВД Д-27 |
Тяга, л.с.: | 2×4700 |
Длина, м: | 20,39 |
Высота, м: | 8,46 |
Размах крыла, м: | 25,7 |
Площадь крыла, м2: | 49,20 |
Масса, кг: | пустого — 21200 максимальная взлётная — 30400 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 680 |
Экипаж, чел.: | 5 |