конце 70-х годов, после поступления в войска комплекса «Рейс», встал вопрос о его модернизации с целью повышения его эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введение систем, дающих возможность вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-разведчика, в частности по дальности полета.
По наземному комплексу требовалось сократить на ТЗМ состав обслуживающего персонала, количество технических средств и упростить процесс эксплуатации.
6 марта 1981 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 249–76 о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД «Рейс-Д». Тактико-технические требования к комплексу были утверждены Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987 года ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов разведывательного БПЛА, получивших по ОКБ шифр самолет «243» (Ту-243).
Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 года. К настоящему времени опытная партия самолетов Ту-243 прошла государственные испытания и новый комплекс запущен в серийное производство на машиностроительном заводе г. Кумертау, вместо комплекса «Рейс». Работы проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного комплекса «Рейс-Д» позволили увеличить эффективность комплекса более чем в 2,5 раза. Элементы комплекса неоднократно представлялись на выставках в г. Жуковском (МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на экспорт. Имеется реальная возможность использования комплекса для решения экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при устранении крупных или глобальных экологических или техногенных катастроф, в том числе и радиационного характера.
Конструкция планера БПЛА Ту-243, по сравнению с Ту-143 особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы, силовую установку БПЛА Ту-143, разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т. д.
Комплекс «Рейс-Д» предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, разведки инженерно-технических сооружений, разведки районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести операции в любое время суток днем и ночью.
В первом варианте комплектации на борту устанавливается панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии «Трасса-М».
Во втором варианте комплектации — ПА-402 и система инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей информации по «Трассе-М». Помимо передачи на землю по радиолинии, информация записывается на носители, расположенные на борту разведывательного БПЛА Ту-243. Новое более производительное разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса «Рейс» на новом комплексе возможно использование аппаратуры радиационной разведки типа «Сигма-Р».
На БПЛА Ту-243 установлен новый навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на Нем устанавливается радиомаяк типа «Маркер».
Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.
В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 1 ТРД ТРЗ-117А |
Ускоритель: | РДДТ-243ДТ |
Размах крыла, м: | 2.25 |
Длина, м: | 8.29 |
Высота, м: | 1.576 |
Площадь крыла, м2: | 2.90 |
Масса, кг: | 1400 |
Тяга, кгс: | 1×640 |
Тяга, кгс: | 14820 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 850–940 |
Практическая дальность действия, км: | 360 |
Практический потолок, м: | 5000 |
Минимальная высота полета, м: | 50 |