В процессе эксплуатации Ту-22П оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки в 1965 году системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. Ту-22ПД отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателями РД-7 М². 4 самолёта Ту-22ПД из 341 тбап применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22 М³ вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.
Ту-22ПД был оборудован системой электронной разведки РЭБ-К, установленной в бомбоотсеке с выступающим на брюхе воздухозаборником, на некоторых машинах вместо кормовой пушечной установки устанавливалась станция РЭП СПС-100А «Резеда-А». Задача Ту-22ПД состояла в обнаружении целей — обычно авианосных группировок флота США — базируясь на их радиолокационной активности и пеленгации радиообмена. Ту-22ПД также отводилась роль постановщика активных помех при обеспечении ударов Ту-22К. Ту-22ПД выпускался из расчета одна эскадрилья на полк ракетоносцев Ту-22К для обеспечения РЭ поддержки.
В октябре 1988 г. четыре Ту-22ПД из 341 ТБАП, базировавшегося в Озерном, были переведены на базу Мары-2 для РЭП обеспечения действий бомбардировщиков Ту-22 М³ из 185-го ТБАП из Полтавы. Самолеты радиоэлектронного противодействия были задействованы в районе пакистанской границы, для подавления возможных атак пакистанских F-16 и зенитных ракет. В январе 1989 г., после трех месяцев полетов, они были заменены четырьмя самолетами РЭП Ту-22ПД из барановического 203-го ТБАП. Они почти не принимали участия в действиях, поскольку бомбовые удары переместились в район перевала Саланг, где не требовалась поддержка РЭП. В результате, в феврале последние Ту-22ПД были отправлены на свою базу. В ноябре 1988 г. планировалось использование Ту-22Р из 199-го ОГДРАП для проведения фоторазведок над Афганистаном из Моздока, но эти планы не были приведены в действие.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | ВД-7 М |
Взлётная тяга, кгс: | максимальная бесфорсажная — 2×10500 на форсаже — 2×16000 |
Габариты, м: | размах крыла — 23,17 длина — 41,6 высота — 10,13 |
Площадь крыла, м2: | 162,25 |
Масса, т: | пустого — 43,6 взлётная нормальная — 69 взлётная максимальная — 85 |
Запас топлива, т: | 40,8 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 1410 крейсерская дозвуковая — 950–1000 крейсерская сверхзвуковая — 1200–1300 |
Время набора высоты 10000 м, мин.: | 19 |
Дальность полёта максимальная, км: | 4900 |
Практический потолок, м: | 13500 |
Длина разбега, м: | 2430 |
Длина пробега, м: | 1700 |
Экипаж, чел.: | 3 |