Авиатика-МАИ-890СХ — одноместный легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий. «Авиатика-МАИ-890СХ» — не «ультралайт». Он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких смолетов традиционной конструкции. Как и «ультралайты», «Авиатика-МАИ-890СХ» имеет низкую стоимость конструкции самолета и двигателя, компактность, мобильность, высокую экономичность эксплуатации. От легких самолетов «Авиатика-МАИ-890СХ» унаследовал высокую надежность, безопасность эксплуатации и, что очень важно, стандартное самолетное управление по всем каналам, совершенно не отличающееся (по люфтам, трению, усилиям и ходам) от управления самолетов большой размерности. «Авиатика-МАИ-890СХ» приятен и прост в пилотировании, при потере скорости самолет не входит в штопор, что существенно повышает безопасность полетов. Самолет спроектирован с учетом соответствующих разделов норм JAR VLA и FAR-23.
Благодаря высококлассной аппаратуре фирмы «MICRONAIR» и характеристикам самолета (рабочая высота при обработке от 1 м.) обеспечивается уникальная точность внесения препаратов. При обработке с/х культур на скорости 90 км/ч самолет за 1 мин. пролетает 1,5 км, что при ширине захвата 16 м приводит к обработке 2,4 га. При норме расхода препаратов 5л/га за один полет самолет обработает 20 га, что при скорости полета по прибору 90 км/ч соответствует 4 мин. распыления или суммарной длине гонов (при 20 га/20 м) 10000м.За один сезон самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» обрабатывает около 20 000 га сельскохозяйственных угодий.
Год начала разработки: 1989. Год начала испытаний: 1992. Год начала поставок и эксплуатации: 1993. В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МИГ». Всего с 1989 года произведено и продано более 100 одноместных самолетов «Авиатика-МАИ-890», значительная часть которых поставлялась в сельскохозяйственном варианте «Авиатика-МАИ-890СХ». В настоящее время в КБ ведутся работы по подготовке к сертификации самолета «Авиатика-МАИ-890СХ», а так же дорабатывается и готовится к летным испытаниям сельскохозяйственный вариант двухместного самолета «Авиатика-МАИ-890У».
Самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» — одноместный легкий биплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой крыльев и оперения, с неубирающимся шасси рессорного типа с управляемым носовым колесом. Самолет изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т. п. Планер самолета состоит из фюзеляжа, бипланной коробки и оперения. Фюзеляж самолета — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией. Бипланная коробка образована верхним и нижнем крыльями, стойками, расчалками и распорками. Крылья — однолонжеронной конструкции. Каркас консолей включает трубчатый лонжерон, штампованные нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас обтянут хлопчатобумажным полотном. Обшивка обладает стойкостью к солнечной радиации и атмосферным осадкам, рассчитана на значительный срок службы и обладает отличной ремонтопригодностью в полевых условиях. На консоли нижнего крыла навешены элероны. Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое. Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300×125 — тормозные. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300×125 управляется непосредственно от педалей. Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление самолетом при помощи элеронов, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.
Приборное оборудование:
указатель скорости УС-250;
компас КИ-13;
вариометр ВР-10М;
высотомер ВД-10К;
указатель скольжения;
тахометр;
указатель температуры головки цилиндра;
указатель температуры масла;
указатель давления масла;
цифровой счетчик выработки химикатов.
Сельскохозяйственное оборудование состоит из подфюзеляжного 105-л бака для ядохимикатов; электронасоса, позволяющего производить перемешивание химикатов и промывку системы на земле; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства (или распылителей AU-7000 фирмы «MICRONAIR» (Англия)), цифрового счетчика выработки химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.
Самолет оборудован двигателем двигателем «Rotax-912ULS». Двигатель «Rotax-912ULS» (Австрия) — мощностью 100 л. с. при частоте вращения 5800 об. в мин. — четырехтактный, бензиновый, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу. Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). Самолет оборудуется воздушным винтом ВВ-98E-11. Винты — производства «ДиД» (Москва). На самолете имеются два топливных бака емкостью по 25 л каждый, установленные в обеих консолях верхнего крыла.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ПД Rotax-912ULS |
Размах крыла, м: | 8.11 |
Длина, м: | 5.32 |
Высота, м: | 2.25 |
Площадь крыла, м2: | 14.29 |
Масса, кг: | пустого — 331 максимальная взлетная — 540 |
Топливо, кг: | 37 |
Мощность, л.с.: | 1×100 |
Максимальная скорость, км/ч: | 110 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 90-100 |
Продолжительность полета, ч.мин: | 2.53 |
Практический потолок, м: | 2010 |
Экипаж, чел: | 1 |