В декабре 1985 года начались летные испытания опытного дальнего самолета-разведчика Ту-22 М³Р, спроектированного на базе Ту-22 М³ Новый разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов-разведчиков Ту-22Р. Новый самолет-разведчик оснащался современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высокими летными качествами самолета-носителя обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки Бортовой комплекс разведки обеспечивает решение задач оперативно-стратегической разведки на сухопутных и морских театрах военных действий и включает в себя современные бортовые средства фото, радиотехнической, радиолокационной, инфракрасной и радиационной воздушной разведки.
В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22 МР передали в серийное производство.
По своим ЛТХ Ту-22 МР полностью соответствует ударному базовому варианту Ту-22 М³. Отличия в наличии бортового комплекса разведки, бортовой РЛС, комплекса РЭП
Внешне Ту-22 МР отличаются от Ту-22 М³ наличием подфюзеляжного обтекателя контейнера разведоборудования, удлиненном гаргротом киля и небольшими идентификационными поверхностями на законцовках консолей крыла.
Ту-22 МР поступили на оснащение ВВС России (в эксплуатации с 1994 года).
Как и в случае с базовым ударным комплексом Ту-22 М³, для его разведывательного варианта проработана перспективная программа модернизации, включающая, в частности, внедрение нового, более эффективного разведывательного комплекса, а также модернизацию БРЭО самолета.
Ту-22 МР построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана со крылом изменяемой стреловидности. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Стреловидность крыла изменяется плавно от 20 до 65 с фиксацией в любом промежуточном положении. Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки, элевонов и трёхсекционных щелевых закрылков, перед которыми установлены трёхсекционные интерцепторы. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ДТРДФ НК-25. Воздухозаборники с горизонтальным клином. расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа оборудована катапультными креслами КТ-1 (катапультирование производится вверх), за кабиной в специальном отсеке размещён надувной спасательный плот.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | НК-25 |
Взлётная тяга, кгс: | максимальная бесфорсажная — 2×14500 на форсаже — 2×25000 |
Габариты, м: | размах крыла — 34,28 длина — 42,46 высота — 11,05 |
Площадь крыла при стреловидности 20°, м2: | 183,6 |
Масса, т: | пустого — 46 взлётная максимальная — 124 посадочная — 88 |
Запас топлива, т: | 53,5 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 2300 крейсерская — 900 посадочная — 285 |
Дальность полёта максимальная, км: | 5100 |
Боевой радиус действия, км: | 2200 |
Практический потолок, м: | 14000 |
Длина разбега, м: | 1920 |
Длина пробега, м: | 1250 |
Экипаж, чел.: | 4 |