Проектирование самолета М-101 берет свое начало с проектов самолетов Нелли и М-70. Разработка самолета М-101 началась в 1990 г. К лету 1993 г. конструкторская документация передана на Нижегородский авиационный завод «Сокол» и начата подготовка к постройке четырех опытных образцов самолета. Самолет М-101 выполнен на более высоком техническом уровне, чем большинство из многих построенных и проектируемых административных самолетов России. Выполнение салона герметичным и большая высота полета позволяют создать на самолете весьма комфортабельные условия полета. Самолет М-101 до настоящего времени остается единственным российским деловым самолетом с герметичной кабиной и ТВД.
Высокая скорость, герметичная кабина, удобные кресла, система кондиционирования создают пассажирам высокий уровень комфорта, особенно в полетах на высотах до 8 000 м, где практически отсутствует тяжело переносимая болтанка.
В соответствие с программой работы рабочих групп комиссии Гор-Черномырдин прорабатывается углубленное сотрудничество между специалистами АО ЭМЗ им. Мясищева и американскими специалистами по разработке новых легких самолетов общего пользования. Комиссии представлены 4 проекта, разработанных на АО ЭМЗ им. Мясищева для проведения дальнейших проектных работ под требования американского рынка. Все рассматриваемые рабочими группами Комиссии проекты ориентированы на использование в качестве силовой установки американских двигателей фирмы PrattWhitney. В соответствие с требованиями американского авиационного рынка дальнейшая проработка должна осуществляться по следующим проектам: М-101, М-201, М-202 и М-203.
Главный конструктор — Евгений Чарский.
При разработке самолета проведен широкий комплекс исследований аэродинамических моделей и стендовые испытания систем и агрегатов самолета, завершаются статические прочностные испытания планера самолета по снятию ограничений для полетов, развернуты сертификационные летные испытания. По состоянию на 1996 год на 4 самолетах предсерийной партии в ходе эксплуатационных испытаний с коммерческой перевозкой грузов выполнено 232 полета в 24 аэропорта России.
На базе нижегородского авиационного завода «Сокол» в ближайшее время планируется создать авиакомпанию для выполнения грузовых авиаперевозок в интересах автомобильного завода «ГA3». Оперативная доставка некоторых деталей будет осуществляться с использованием легких самолетов М-101 «Гжель», выпускаемых серийно на «Соколе». В апреле 1999 года ожидалось, что к сентябрю 1999 года авиакомпания будет зарегистрирована. Кроме того, планируется сертифицировать заводской аэродром «Сокола» для его использования авиакомпанией.
Этот компактный и современный российский самолет практически не уступает в характеристике французскому аналогу — самолету ТВМ-700, но в отличие от него, в два раза дешевле.
М-101Т «Гжель» — первый в России самолет бизнес-класса с турбовинтовым двигателем и герметичным салоном, способный летать с грунтовых аэродромов ограниченных размеров.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 1 ТВД Walter (Моторлет) М-601F |
Размах крыла, м: | 13.20 |
Длина, м: | 9.98 |
Высота, м: | 3.36 |
Площадь крыла, м2: | 17.11 |
Масса, кг: | пустого — 1420 максимальная взлетная — 3270 топлива — 450 |
Мощность, л.с.: | 1×760 |
Максимальная скорость, км/ч: | 540 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 420 |
Перегоночная дальность, км: | 1300 |
Практическая дальность, км: | 1100 |
Практический потолок, м: | 7600 |
Экипаж, чел: | 1-2 |