В конце 80-х годов была создана новая модификация фронтового бомбардировщика Су-24 М в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24 МР. Су-24 МР обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной, общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически. Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности. В носовой части самолета установлена РЛС бокового обзора «ШТЫК», в нижней части — панорамный аэрофотоаппарат АП-402 М, в нижней части фюзеляжа, сразу за кабиной — перспективный АФА-А-100, в нижней центральной части фюзеляжа — ИК система обзора. На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой «ШПИЛЬ-М», на правом внешнем подкрыльевом узле — контейнер с аппаратурой радиационной разведки «ЭФИР-1 М».
Су-24 МР оснащён аппаратурой, позволяющей осуществлять всепогодную воздушную разведку днём и ночью в широком диапазоне высот и скоростей, в реальном масштабе времени. Машина не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков по комплексности получаемой информации. Например, в ВВС США самолет RF-4 °C, составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами лазерной и радиационной разведки. На Су-24 МР собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту и может передаваться на землю при помощи специальных устройств. Остальная развединформация оперативно передается по радиоканалам.
Разведывательное оборудование включает РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, аппаратуру телевизионной разведки и аэрофотооборудование. В сменных подвесных контейнерах размещается оборудование лазерной, радиотехнической и радиационной разведки.
Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полёт самолёта по запрограммированному маршруту, вывод машины на участок разведки, а также маловысотный полёт с предупреждением столкновений и облётом препятствий. Для самообороны под крылом самолёта подвешиваются две УР Р-60 ближнего воздушного боя с ИК ГСН.
Лётные испытания Су-24 МР проводились в 1980—1983 гг.
Тактико-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-ЗА |
Размах крыла, м: | максимальный — 17,63 минимальный — 10,37 |
Длина самолета, м: | 24,53 |
Высота самолета, м: | 6,19 |
Площадь крыла, м2: | максимальная — 55,16 минимальная — 51,02 |
Масса, кг: | пустого самолета — 22100 нормальная взлетная — 33325 максимальная взлетная — 39700 |
Топливо, кг: | внутренние топливо — 9800 ПТБ — 39700 (4×1250 или 2×3000 л) |
Тяга, кН: | нефорсированная — 2×76.49 форсированная — 2×110.32 |
Максимальная скорость, км/ч: | на высоте — 1430 (М=1.35) на высоте с контейнерами — 1200 у земли — 1320 |
Перегоночная дальность, км: | без дозаправки — 2500 с одной дозаправкой — 4360 |
Боевой радиус действия, км: | без ПТБ — 420 с двумя ПТБ — 650 |
Практический потолок, м: | 11100 |
Макс. эксплуатационная нагрузка: | 6.5 |
Экипаж, чел.: | 2 |