Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в 1947 году под руководством С. В. Ильюшина. Прототип самолета впервые поднялся в 1948 году.
Ил-28 представляется собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом и стреловидным однокилевым оперением. Шасси трехопорное, с носовой стойкой. Размещается экипаж в герметизированных кабинах, при аварийной ситуации командира экипажа и штурмана катапультирует вверх. Самолет так же оборудован антиобледенительной системой.
Сначала новыми самолетами оснащались полки западного округа. С лета 1951 года стал поступать в авиацию ВМФ. Самолет участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене (1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967–1970), война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане (1979–1989).
Ил-28 является лучшим боевым фронтовым бомбардировщиком первого поколения и входит в число самых успешных самолетов мира. Всего с 1946 год по 1955 было произведено более 6000 самолетов разной модификации.
В текущий момент ил-28 находится на вооружении следующих стран: ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.
Тактико-технические характеристики:
Двигатели: | ВК-1А |
Взлётная тяга, кгс: | 2×2700 |
Габариты, м: | размах крыла -21,45 длина — 17,65 высота — 6,7 |
Площадь крыла, м2: | 60,8 |
Масса, т: | пустого — 12,89 взлётная нормальная — 18,4 взлётная максимальная — 23,2 |
Запас топлива, л: | 7908 |
Масса бомбовой нагрузки, т: | 3000 |
Скорость, км/ч: | максимальная у земли — 786 максимальная на высоте 45 км -906 крейсерская — 700 |
Скороподъёмность, м/с: | 15 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км: | 2400 |
Практический потолок, м: | 12500 |
Длина разбега, м: | 875–965 |
Длина пробега, м: | 920 |
Экипаж, чел.: | 3 |
Пушечное вооружение: | 4хНР-23 |