МиГ-21Р (Е-7Р, тип 94Р, тип 03) — cамолет, оборудованный съемным унифицированным контейнером с аппаратурой фото и радиотехнической разведки. Разработка разведчика на базе МиГ-21 началась в начале 60-х годов. Планировалось не затрагивать основную конструкцию самолёта, а разведывательную аппаратуру расположить под фюзеляжем в компактном подвесном контейнере. Предполагалось, что контейнер будет сменным, что расширяло номенклатуру электронных, оптических и технических средств. Первый опытный экземпляр Е-7/8 был построен на базе МиГ-21ПФ. Серийный разведчик базировался на МиГ-21ПФМ. Назначение самолета — тактическая дневная и ночная фото и радиотехническая разведка с малых и средних высот.
Под фюзеляжем МиГ-21Р на специальном обтекаемом держателе устанавливался контейнер со спецоборудованием. В контейнерах, устанавливаемых вместо ПТБ, размещалось оборудование в следующих вариантах:
«Д» — для дневной фоторазведки — фотоаппараты для перспективной съемки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съемки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
«Н» — для ночной фоторазведки — фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
«Р» — для радиотехнической разведки — аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
станция активных помех «Сирень»;
аппаратура для забора проб воздуха;
аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.
Проводились летные испытания контейнеров:
с аппаратурой телевизионной разведки ТАРК и линией передачи информации на наземный пункт;
с аппаратурой круглосуточной разведки «Шпиль» с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
с аппаратурой инфракрасной разведки «Простор»;
с аэрофотоаппаратами, полученными из Египта, для съемки с особо малых высот (арабские пилоты освоили технику пилотирования на особо малых высотах — около 10 м, при которых отечественные фотоаппараты, рассчитанные на другие величины минимальной высоты, при плановой съемке не обеспечивали требуемого качества).
За кабиной в увеличенном гаргроте установлен дополнительный топливный бак на 340 л. К двум пилонам для вооружения добавлено два пилона для подвесных топливных баков на 490 л. Остальное оборудование соответствовало модификации МиГ-21ПФМ. Первоначально на самолёте устанавливался двигатель Р-11Ф2С-300, который при модернизациях заменялся более совершенным.
Вооружение МиГ-21Р состояло из 2 ракет ближнего боя Р-3С или блоков УБ-16-57У (УБ-32) с неуправляемыми ракетами. Для уничтожения наземных целей могли подвешиваться НУР типа С-24 или 2 бомбы. На самолёте использовались контейнеры типов «Р» и «Д», различавшиеся составом оборудования. МиГ-21Р стал первым в СССР разведчиком, на котором наряду с оптическими применялись электронные средства.
МиГ-21Р выпускался на Горьковском авиазаводе № 21 в 1965–1971 годах. Поставлялся на экспорт в некоторые страны. Самолёты для Египта отличались составом оборудования.
Тактико-технические характеристики:
Двигатель: | Р-11Ф2С-300 |
Взлётная тяга, кгс: | максимальная бесфорсажная — 3950 на форсаже — 6175 |
Габариты, м: | размах крыла — 7,154 длина без ПВД — 14,1 высота — 4,125 |
Площадь крыла, м2: | 23,0 |
Масса, кг: | пустого — 5350 взлётная нормальная — 8100 |
Запас топлива, л: | 2800 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч: | 1700 |
Время набора высоты 14600 м, мин.: | 8,5 |
Дальность полёта максимальная, км: | без ПТБ — 1130 с ПТБ — 1600 |
Практический потолок, м: | 15100 |
Длина разбега, м: | 900 |
Длина пробега, м: | 550 |
Экипаж, чел.: | 1 |