10 июня 1950 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-301 С. А. Лавочкина создание самолёта-мишени «изделие 201». Прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-900 разраратывался в ОКБ-670 МАП под руководством М. М. Бондарюка. В 1951 году были изготовлены первые опытные образцы. В 1952 году на заводе в Оренбурге (ныне ПО «Стрела») началось серийное производство Ла-17. С 1958 года начал выпускаться модернизированный самолёт Ла-17 М («изделие 203») с турбореактивным двигателем РД-9К (выработавшие ресурс РД-9Б от истребителя МиГ-19). На его базе в 1958–1959 годах был разработан беспилотный разведчик Ла-17Р (ТБР-1, «изделие 204»). Его испытания прошли на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске. Производство освоено в 1962 году на заводе в Смоленске. В том же году принят на воружение. После переориентации ОКБ-301 на ракетно-космическую тематику дальнейшая разработка Ла-17 была передана казанскому КБ СА.
Конструкция самолёта разрабатывалась исходя из принципа максимальной простоты. Ла-17Р представляет собой свободнонесущий моноплан с прямым центрально расположенным крылом. Стабилизаторы и киль — прямоугольные. Фюзеляж круглого сечения, состоит из трёх сварных частей. В передней части находился отсек для оборудования управления. Центральная часть представляет собой бак-корпус с топливом, в торцы которого встроены шарообразные воздушные баллоны. В хвостовом отсеке распологалось электрооборудование, радиооборудование и автопилот АП-118 (позже АП-122). Двигатель РД-9К расположен под фюзеляжем в подвесной мотогондоле. Под крылом по бокам фюзеляжа могли устанавливаться 2 стартовых пороховых ускорителя. Для обеспечения электропитания в носовой части установлен ветродвигатель. Разведывательное оборудование состояло из фотоаппаратов АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5 М, телекамеры «Чибис», аппаратуры радиоэлектронной разведки «Сигма».
Запуск разведчика производился с буксируемой стартовой установки СУТР-1 (разработана на базе лафета зенитного орудия) или транспортно-пусковой установки САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. Для того, чтобы Ла-17Р при перевозке вписывался в габариты автомобиля, крылья и оперение выполнены складными. Старт осуществляется при помощи твердотопливных ускорителей. Управление стартом осуществлялось из кабины автомобиля. В полёте самолёт управлялся автопилом согласно заложенной программе. На завершающем этапе полёта двигатель выключался. Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический трассер (устанавливался на левой консоли крыла). Самолёт приземлялся на мотогондолу, так как повторное применение не предусматривалось. После модернизации была установлена парашютная система спасения.
Производство Ла-17Р продолжалось до 1965 года. На вооружении разведчик официально стоял до 1970 года, но отдельные экземпляры эксплуатировались до начала 80- годов. Последняя модификация мишени — Ла-17 ММ с двигателем Р-11К-300 (от МиГ-21) — серийно выпускалась в Оренбурге до 1993 года. Ла-17РМ (УР-1) посталялся на экспорт в Сирию. Копия Ла-17 М выпускалась в Китае под обозначением СК-1.
Тактико-технические характеристики:
Двигатель: | РД-9К |
Взлётная тяга, кгс: | 3300 |
Габариты, м: | размах крыла — 7,5 длина — 8,36 диаметр фюзеляжа — 0,55 высота полная — 3,03 размах стабилизатора — 2,18 |
Взлётная масса, кг: | 2300 |
Максимальная скорость, км/ч: | 960 |
Высота полёта, м: | максимальная — 18000 минимальная — 100 |
Продолжительность полёта, мин.: | с работающим ТРД — 35–60 общая — 90 |
Радиус действия, км: | 400 |
Длина пробега, м: | 100–120 |