Canadair Regional Jet 100 (CRJ-100) — среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный канадской фирмой Canadair (теперь входит в состав Bombardier Aerospace). Представляет собой пассажирский вариант административного самолета Canadair CL-600 Challengar 601. Отличается увеличенной на 6,09 м длиной фюзеляжа и большим размахом крыла. На концах крыла установлены вертикальные аэродинамические поверхности. Предварительные исследования проекта начались в ноябре 1987 г. Официально программа началась в конце марта 1989 г.
Первый полет опытного самолета состоялся 10 мая 1991 г. В конце июля 1992 г. самолет был сертифицирован в Канаде, а в январе 1993 г. — одновременно в США по нормам FAR и в Европе по единым нормам JAR. В серийном производстве также находится вариант Regional Jet 100ER с увеличенной дальностью полета, сертифицированный одновременно с исходным самолетом и отличающийся увеличенной взлетной массой (23,13 т) за счет большего запаса топлива (8080 л). В результате дальность полета с 50 пассажирами увеличилась почти до 3000 км. В апреле 1992 г. была сертифицирована модификация Regional Jet 100LR с дальностью полета 3650 км. В 1995 г. был разработан самолет Regional Jet 200 с двигателями CF34-3B1, которые могут развивать тягу 3960 кгс при температуре воздуха 35С. В результате данная модификация может эксплуатироваться в условиях высокогорья и жаркого климата. Существуют также варианты 200ER и 200LR, по своим характеристикам соответствующие модификациям 100ER и 100LR. В 1996 г. фирма Canadair разработала специальную модификацию самолета Special Edition (SE), который должен использоваться в качестве 19-местного административного на трансатлантических трассах протяженностью 5780 км. Запас топлива на этом самолете увеличен на 1810 кг за счет установки в хвостовой части фюзеляжа двух дополнительных баков. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики «Про Лайн» 4 производства американской фирмы «Коллинз» с шестью цветными дисплеями и системой предупреждения столкновений в полете TCAS. Выпускается серийно с 1992 г. К июню 1997 г. было продано 259 самолетов, поставлено 163.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТРДД General Electric CF34-3A1 |
Размах крыла, м: | 21.21 |
Длина самолета, м: | 26.77 |
Высота самолета, м: | 6.22 |
Площадь крыла, м2: | 54.50 |
Масса, кг: | пустого самолета — 13650 максимальная взлетная — 21523 |
топливо, л: | 5500 |
Тяга, кН: | 2×38.84 (41 APR) |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: | 851 |
Нормальная крейсерская скорость, км/ч: | 786 |
Практическая дальность, км: | 1815 |
Практический потолок, м: | 12500 |
Экипаж, чел: | 2 |