ATR72-200 — среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный франко-итальянским консорциум ATR. Самолет является дальнейшим развитием самолета ATR42. Отличается удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и установкой более мощных ТВД. Особенностью самолета являются кессоны консолей крыла, полностью выполненные из углепластиков (впервые в пассажирской авиации). В целом доля композиционных материалов на самолете достаточно велика: масса конструкции составляет 7300 кг, из которых на долю композитов приходится 22,6%. К разработке самолета (под обозначением ATR42S) консорциум ATR приступил в середине 1985 г. Первый полет самолет выполнил 27 октября 1988 г. В сентябре 1989 г. состоялась его сертификация во Франции, а в ноябре — в США. Первый самолет был поставлен в октябре 1989 г. финской авиакомпании «Кар Эйр».
В 1996 г. появилась улучшенная модификация ATR72-210 с более мощными ТВД. В 1992 г. на основе самолета ATR72-200 был разработан проект многоцелевого транспортного самолета ATR-52 °C, который имеет укороченный на 2,7 м фюзеляж и откидную грузовую рампу в хвостовой части фюзеляжа. В грузовой кабине может размещаться шесть грузовых контейнеров LD3 или четыре поддона, возможна перевозка 50 десантников. Разработка проекта ATR-52 °C началсь после того, как в ряде стран (Индии, Австралии, ЮАР, Таиланде и др.) появилась потребность в легком транспортном самолете, который мог бы использоваться в гражданских и военных целях. Рынок самолета оценивается в 400 единиц. В конце 1980-х годов исследовался проект морского патрульного самолета Petrel 72, который предназначался для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Мог нести под крылом торпеды и управляемые противокорабельные ракеты типа АМ39 Exocet.
На самолете установлены два ТВД Pratt Whitney Canada PW127 (мощностью 2480 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов — 3,93 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS американской фирмы «Бенедикс/Кинг», в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи. По желанию заказчика может устанавливаться комплекс «Про Лайн» II фирмы «Коллинз». Выпускается серийно с 1989 г. К началу 1997 г. продано 190 самолетов типа ATR72.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127 |
Размах крыла, м: | 27.05 |
Длина самолета, м: | 27.166 |
Высота самолета, м: | 7.65 |
Площадь крыла, м2: | 61.00 |
Масса, кг: | пустого снаряженного самолета — 12500 максимальная взлетная — 21500 |
Мощность, л.с.: | 2×2480 |
Максимальная скорость, км/ч: | 640 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 525 |
Практическая дальность, км: | 2200 |
Практический потолок, м: | 7620 |
Экипаж, чел: | 2 |