В 1978 г. итальянская фирма Aeritalia (в настоящее время — Alenia) разработала проект 35-местного турбовинтового самолета AIT-230, а в 1979 г. во Франции фирма Aerospatiale — однотипный проект самолета AS35. В середине 1980 г. фирмы образовали консорциум ATR для совместной разработки и производства 40-местного самолета ATR42. Этот самолет стал первым среди самолетов нового поколения, предназначенных для местных авиалиний и разработанных позднее в других странах. Официально программа самолета ATR42 началась в ноябре 1981 г. Первый полет опытного самолета состоялся 16 августа 1984 г. В конце сентября 1985 г. он был одновременно сертифицирован во Франции и Италии, а в октябре — в США. В декабре 1984 г. начались поставки.
В дальнейшем на основе исходного самолета ATR42-300 были разработаны усовершенствованные модификации ATR42-320, ATR42-400, ATR42-500 и семейство самолетов ATR72 с увеличенным числом мест (см. с. 80). Изучался проект грузового самолета ATR-42 °F с усиленным полом кабины и грузовой дверью с левого борта фюзеляжа. Для вооруженных сил исследовался проект военно-транспортного самолета ATM-42R, который имел в хвостовой части фюзеляжа откидную грузовую рампу и предназначался для перевозки десантников или грузов массой до 5 т. Для ВМС прорабатывался патрульно-противолодочный самолет Petrel 42 с подкрыльными узлами для подвески торпед и управляемых ракет. В настоящее время программа серийного производства и дальнейшего развития самолета осуществляется созданным в 1996 г. европейском консорциуме AIR, в состав которого входят франко-итальянский консорциум ATR и отделение Jetstream Aircraft английской корпорации British Aerospace. В связи с этим самолеты в некоторых изданиях имеют обозначение AIR ATR42.
На самолете установлены два ТВД Pratt Whitney Canada PW120 (мощностью 2000 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов — 3,96 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS американской фирмы «Бенедикс/Кинг», в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи. По желанию заказчика может устанавливаться комплекс «Про Лайн» II фирмы «Коллинз». Выпускается серийно с 1984 г. К концу 1996 г. продан 321 самолет ATR42 различных модификаций; поставлено 312.
Тактико-технические характеристики:
.
Тип двигателя: | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120 |
Размах крыла, м: | 22.57 |
Длина самолета, м: | 22.67 |
Высота самолета, м: | 7.59 |
Площадь крыла, м2: | 54.50 |
Масса, кг: | пустого снаряженного самолета — 10280 максимальная взлетная — 16700 |
Мощность, л.с.: | 2×2000 |
Максимальная скорость, км/ч: | 580 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 490 |
Практическая дальность, км: | 2100 |
Практический потолок, м: | 7620 |
Экипаж, чел: | 2 |