Еще на стадии проектирования рассматривались различные возможности увеличения дальности Ту-16, в т. ч. внедрение системы заправки топливом в полете. В начале 50-х гг. первый вариант системы крыльевой заправки был отработан на Ту-4 и частично освоен ВВС. Хотя общее количество заправщиков и заправляемых самолетов не превышало десяти машин, полученный практический опыт позволял надеяться на успешное переоборудование Ту-16 в кратчайшие сроки.
17 сентября 1953 г. вышел приказ МАП № 44, который предписывал ОКБ-156 А. Н. Туполева и всем другим самолетостроительным коллективам впредь проектировать все бомбардировщики только с системой заправки топливом в полете.
ОКБ-918, которым руководил Главный конструктор С. М. Алексеев, предписывалось продолжить работы по созданию стандартного оборудования заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А. Н. Туполева. Систему требовалось предъявить на госиспытания в 3-м квартале 1954 г.
26 мая 1954 г. вышло очередное Постановление Совета Министров № 1013–438, а 3 июня — соответствующий приказ МАП № 354, согласно которым задавалась скорость перекачки топлива 2000 л/мин, а срок предъявления на Госиспытания переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали в период лета-осени 1954 г. передать промышленности три серийных Ту-16 для переделки в самолеты-заправщики.
Для этого были выделены первые серийные Ту-16 № 1880001 и № 1880101 куйбышевского авиазавода. В дальнейшем в опытный самолет, предназначенный для исследований возможности дозаправки по крыльевой схеме МиГ-19, был переоборудован и Ту-16 № 1880301. Однако проведенные в 1955—1956 гг. испытания показали нецелесообразность применения такой системы для дозаправки истребителей.
Вариант крыльевой заправки, принятый для Ту-16, отличался от разработанного для Ту-4. Заправщиком являлся переоборудованный серийный бомбардировщик, причем в случае необходимости в полевых условиях можно было провести обратную операцию путем освобождения грузового отсека от заправочного «хозяйства» (в дальнейшем с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки были сняты, и они утратили возможность обратного переоборудования). Та часть системы заправки, которая устанавливалась на заправляемом самолете, имела небольшой вес и не ухудшала его аэродинамики.
Первый заправщик предъявили на испытания в 1955 г. Доводка системы заняла почти полтора года, и, начиная с 1957 г., ее начали устанавливать на Ту-16 на всех трех выпускавших его заводах. В общей сложности, согласно документам ОКБ-156, в качестве танкеров для крыльевой заправки было оборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим документам, всего — 46). Заправщики назывались Ту-16 «Заправщик», Ту-16(3), Ту-16Ю, а также — изделие «НЗ».
После непродолжительного времени обозначение Ту-16(3) стало применяться без скобок — Ту-163. Для приема топлива в воздухе был доработан 571 самолет, что составило более трети от всего числа выпущенных Ту-16. Заправляемые Ту-16 различных модификаций имели в своем названии дополнение «ЗА» («заправляемый»). Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т. д. Однако со временем это дополнение отпало, т. к. в строю остались практически только заправляемые самолеты.
Летно-технические характеристики:
Тип двигателя: | 2 ТРД РД-3 М |
Размах крыльев, м: | 32.99 |
Длина, м: | 34.80 |
Площадь крыла, м2: | 164.65 |
Масса, кг: | пустого самолета — 37730 нормальная взлетная — 72000 максимальная взлетная — 79000 |
Топливо, кг: | 36000 |
Тяга, кгс: | 2×9500 |
Скорость, км/ч: | максимальная — 992 крейсерская — 780 |
Перегоночная дальность, км: | 5000 |
Дальность полета, км: | 4800 |
Боевой радиус действия, км: | 2500 |
Практический потолок, м: | 14500 |
Экипаж, чел.: | 7 |